Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой)

     4.1 Требования к тормозным системам

4.1.1 Действие рабочей и запасной тормозных систем при торможении должно быть адекватным воздействию на орган управления тормозной системы.

4.1.2 Рабочую тормозную систему проверяют по параметрам эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении. Запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы проверяют только по эффективности торможения, оцениваемой наибольшими величинами тормозных сил. Применение оценочных параметров тормозных систем на роликовых стендах и в дорожных условиях согласно таблицам 4.1 и 4.2.

4.1.3 Рабочая тормозная система КТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 4.3 либо в дорожных условиях согласно таблице 4.4. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса КТС при проверках не должна превышать технически допустимой максимальной массы.

4.1.4 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей КТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами - не более 25%.

Таблица 4.1 - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении при проверках на роликовых стендах

Наименование показателя

Тормозная система

рабочая

запа-
сная

стояно-
чная

без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда

с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

Удельная тормозная сила*

+

-

-

-

+

+

Относительная разность тормозных сил колес оси

-

+

-

-

-

-

Автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам или блокирование колес оси на роликах**

+

-

-

-

+

+

* Для тягача и прицепа или полуприцепа показатель рассчитывают раздельно.

** Используют только вместо показателя удельной тормозной силы.

Примечание - Знак "+" означает, что показатель следует использовать, знак "-" - показатель не следует использовать.

4.1.5. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч КТС категорий М2, М3, N2, N3, О3, О4 не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м, а КТС категорий М1, N1, О1 - шириной 2,6 м.

4.1.6 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие показателей эффективности торможения КТС на стенде нормативам таблицы 4.3 либо в дорожных условиях - таблице 4.4 при начальной скорости торможения 40 км/ч.

Таблица 4.2 - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении при проверках в дорожных условиях

Наименование показателя

Тормозная система

рабочая

запасная

стояно-
чная

вспомо-
гательная

с АБС

без АБС

эффекти-
вность тормо-
жжения

устойчи-
вость КТС при тормо-
жении

эффекти-
вность тормо-
жжения

устойчи-
вость КТС при тормо-
жении

Тормозной путь

+

-

+

-

+

-

-

Установившееся замедление

+*

-

+*

-

+

+**

+

Время срабатывания тормозной системы*

+

-

+

-

+

-

-

Коридор движения

-

+

-

+

-

-

-

Прямолинейность траектории при торможении

-

-

-

+

-

-

-

Уклон поверхности, на которой КТС удерживается неподвижно

-

-

-

-

-

+

-

* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".

** Разрешается только для КТС, в эксплуатационной документации которых изготовитель допускает применение стояночной тормозной системы при движении КТС.

Примечание - Знак "+" означает, что показатель следует использовать, знак "-" - показатель не следует использовать.

4.1.7 Рабочая тормозная система прицепов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.

4.1.8 Стояночная тормозная система должна обеспечивать:

а) для КТС технически допустимой максимальной массы:

- или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;

- или удержание КТС неподвижным на уклоне (16±1)%;

Таблица 4.3 - Нормативы эффективности торможения КТС при проверках на роликовых стендах

Категория КТС

Усилие на органе управления , Н, не более

Удельная тормозная сила , не менее для тормозной системы:

рабочей

запасной

М1

490 или 980*

0,50

-

М2, М3

686 или 980* (589)**

0,50

0,25

N1

686 или 980*

0,45

-

N2, N3

686 или 980* (589)**

0,45

0,22

O1,O2 (прицепы с инерционным тормозом)

490

0,50

-

O2, O3, O4 (прицепы, исключая оборудованные инерционным тормозом)

686

0,45

-

O2, O3, O4 (прицепы с центральной осью и полуприцепы, исключая оборудованные инерционным тормозом)

686

0,41

-

L1

350 (200**)

0,42

-

L2

350 (200**)

0,40

-

L3

350 (200**)

0,50

-

L4

350 (200**)

0,46

0,25

L5, L7

500 (400**)

0,44

0,25

L6

500 (400**)

0,40

0,25

L, задний колесный тормоз

-

0,25

-

* Для осей КТС, в тормозном приводе которых установлен регулятор тормозных сил.

** Для ручного органа управления тормозной системы.

б) для частично загруженных КТС, масса которых определена, если не проводилась проверка КТС технически допустимой максимальной массы:

- значение удельной тормозной силы не менее расчетной, равной меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к фактической массе КТС при проверке, или 0,6 отношения части фактической массы КТС при проверке, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к фактической массе КТС при проверке;

в) для КТС в снаряженном состоянии в том случае, если не проводилась проверка КТС технически допустимой максимальной массы:

Таблица 4.4 - Нормативы эффективности торможения КТС при проверках в дорожных условиях