4.2.1 Применение методов и инструментов менеджмента качества (APQP, SPC, FMEA, PPAP, MSA и др.) [6], [7], [8], [9], [10] направлено на определение и обеспечение установленных характеристик качества продукции и услуг для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, а также на постоянное снижение уровня несоответствий и рисков их возникновения, чтобы действия с несоответствующей продукцией не останавливали и не замедляли процессы, составляющие поток создания ценности (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Применение менеджмента качества при производстве продукции/оказании услуг
4.2.2 Применение методов и инструментов БП (ГОСТ Р 56407) направлено на повышение эффективности процессов, составляющих поток создания ценности (например, на их синхронизацию, сокращение времени и стоимости), и обеспечение их соответствия уровню спроса (ГОСТ Р 56906 - ГОСТ Р 56908). Применение подходов БП позволяет улучшать временные и стоимостные характеристики процессов, составляющих поток создания ценности, и повышает эффективность деятельности:
- сокращает время производственного цикла;
- выявляет и устраняет действия, не добавляющие ценность для потребителя;
- повышает производительность труда;
- оптимизирует запасы и т.д. (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Применение БП при производстве продукции/оказании услуг
4.2.3 Интеграция СМК и СМБП осуществляется через установление взаимосвязи систем на двух уровнях:
- на бизнес-уровне через стратегический менеджмент;
- на уровне системы менеджмента через создание единой системы управления характеристиками ПСЦ.
На бизнес-уровне задачи по интеграции заключаются в разработке целей бизнеса и выработке решений для их достижения, касающихся вопросов:
- целевых сегментов рынка потребителей;
- линейки продукции или услуг, которые организация собирается осуществлять;
- ценовых категорий продукции и услуг, которые организация осуществляет или собирается осуществлять;
- целевые характеристики объемов продаж, потока прибыли, доли рынка и т.п.
Данные вопросы послужат в дальнейшем основой для постановки общих целей организации в области качества и БП.
На уровне системы менеджмента интеграция СМК и СМБП осуществляется через создание единой системы управления выходными характеристиками ПСЦ, обеспечивающей планирование, реализацию, контроль и улучшение ПСЦ (продукции и/или услуг) с необходимыми характеристиками качества, стоимости и времени потока продукции в соответствии с требованиями потребителей и других заинтересованных сторон организации (см. рисунок 3).
Рисунок 3* - Модель интеграции СМК и СМБП для управления потоком создания ценности
________________