В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автоматический клапан баллона: Автоматический клапан, регулирующий подачу КПГ в топливную систему, который не имеет ручного управления.
3.2 автофреттаж: Метод создания предварительно напряженной конструкции баллона, используемый при изготовлении баллонов из композиционных материалов с металлическим лейнером, в результате которого материал лейнера баллона подвергается нагрузкам, превышающим его предел текучести, достаточным для того, чтобы вызывать остаточную пластическую деформацию, обусловливающую сжимающие напряжения в лейнере баллона и растягивающие напряжения в волокнах при нулевом внутреннем давлении.
3.3 армирующий материал: Непрерывные волокна, воспринимающие основную нагрузку в композиционном материале.
3.4 баллон: Сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортирования, хранения и использования КПГ.
3.5 внешняя намотка: Система внешнего армирования корпуса с помощью волокон и смолы.
3.6 герметичность баллона: Свойство баллона не пропускать КПГ через стенки и соединения с запорной арматурой.
3.7 горловина баллона: Конструктивный элемент баллона с отверстием, имеющим резьбу для присоединения запорной арматуры.
Примечание - Горловину баллона допускается выполнять частично или целиком внутри баллона.
3.8 датчик/указатель давления: Герметическое устройство, которое указывает величину давления КПГ.
3.9 давление автофреттажа: Давление внутри баллона с внешней намоткой, при котором устанавливается требуемое распределение напряжения между лейнером баллона и внешней намоткой.
3.10 пробное давление: Гидравлическое давление, при котором баллон испытывают на прочность.
3.11 рабочее давление: Максимальное давление, на которое рассчитан элемент оборудования и на основе которого определяется прочность рассматриваемого элемента оборудования.
Примечание - Применительно к баллону - это установившееся давление КПГ на уровне 20 МПа при постоянной температуре 15°С и максимальном давлении наполнения, равном 26 МПа.
3.12 днище: Неотъемная часть корпуса баллона, ограничивающая внутреннюю полость с торца.
3.13 клапан: Устройство, при помощи которого может регулироваться поток КПГ.
3.14 композиционный материал (композит): Материал, состоящий из непрерывных волокон и полимерного связующего.
3.15 компримированный природный газ; КПГ: Сжатый природный газ, хранимый на борту транспортного средства для использования в качестве топлива.
3.16 лейнер: Внутренняя герметизирующая оболочка баллона, которая может нести часть нагрузки.
3.17 намотка в виде обручей: Внешняя намотка, выполненная с использованием армирующей нити, намотанной в основном по окружности на цилиндрической части баллона, таким образом, что нить не подвергается значительной нагрузке в направлении, параллельном продольной оси баллона.
3.18 партия: Ограниченная группа последовательно изготовленных лейнеров баллонов, характеризующихся одними и теми же свойствами, предписанными конструкторскими материалами и процессом изготовления.
3.19 полная намотка: Наружная намотка, выполненная с помощью армирующей нити, намотанной на баллон по окружности и в осевом направлении.
3.20 предварительное напряжение: Напряжение, возникшее в ходе технологического процесса.
3.21 предохранительное устройство: Устройство для защиты баллона от разрыва, срабатывающее при избыточных температуре и/или давлении посредством сброса КПГ в окружающую среду.
3.22 рабочие температуры: Максимальные показатели температурных диапазонов, при которых обеспечивается безопасное и надлежащее функционирование конкретного элемента специального оборудования и с учетом которых этот элемент был сконструирован и официально утвержден.
3.23 разрушение баллона: Потеря баллоном способности выдерживать внутреннее давление.
3.24 ручной вентиль: Устройство, входящее в состав баллона и приводимое в действие вручную.
3.25 связующий материал: Полимерный материал, обеспечивающий монолитность композита и передачу нагрузки между волокнами.