Настоящий стандарт определяет классы энергоэффективности односкоростных электрических машин, соответствующих IEC 60034-1 или IEC 60079-0, рассчитанных на работу от источника синусоидального напряжения и
- имеющих номинальную мощность от 0,12 кВт до 1000 кВт;
- имеющих номинальное напряжение от 50 В до 1 кВ;
- имеющих число полюсов 2, 4, 6 и 8;
- способных работать в продолжительном режиме при номинальной мощности с превышением температуры, находящемся в допустимых для данного класса изоляции пределах.
Примечание 1 - Большинство двигателей, на которые распространяется настоящий стандарт, предназначены для работы в режиме S1 (продолжительный режим). Однако, некоторые двигатели, предназначенные для работы в других режимах, могут работать и в продолжительном при номинальной мощности, на них также распространяется настоящий стандарт;
- предназначенных для работы при температуре окружающей среды в диапазоне от минус 20єС до плюс 60°C.
Примечание 2 - Значения номинального КПД и класса энергоэффективности представлены для температуры 25°C окружающей среды в соответствии с IEC 60034-2-1.
Примечание 3 - Двигатели, предназначенные для работы при температурах вне указанного диапазона, имеют специальную конструкцию, следовательно, не входят в область применения настоящего стандарта.
Примечание 4 - Двигатели систем дымоудаления с классом нагревостойкости до 400°С включительно входят в область применения настоящего стандарта;
- предназначенных для работы на высоте до 4000 м над уровнем моря.
Примечание 5 - Значения номинального КПД и класса энергоэффективности основаны на номинальных данных при высоте над уровнем моря до 1000 м.
Стандарт устанавливает шкалу предельных значений КПД в зависимости от частоты, числа пар полюсов и мощности двигателя. Нет никаких различий между типами двигателей, в том числе отличающихся усиленной изоляцией, разработанными для питания от преобразователей, что может помешать двигателю достичь высокого класса энергоэффективности (см. таблицу 1). Это позволяет сопоставить различные типы двигателей с точки зрения их потенциала энергоэффективности.
Примечание 6 - Ответственные лица национальных регулирующих органов могут рассматривать вышеприведенные ограничения при создании минимальных требований по энергоэффективности отдельных типов двигателей.
Энергоэффективность управляемого электропривода не входит в область применения настоящего стандарта. В частности, потери в двигателе от гармоник питающего напряжения, потери в кабелях, фильтрах, преобразователях частоты не рассматриваются в настоящем стандарте.
Стандарт распространяется на двигатели с фланцами, установочными размерами и/или валами, отличающимися от указанных в IEC 60072-1.
Стандарт распространяется также на мотор-редукторы, имеющие нестандартные валы и фланцы.
Стандарт не распространяется на следующие категории двигателей.
- Односкоростные двигатели с 10 и более полюсами и многоскоростные двигатели.
- Двигатели с механическим коммутатором (например, машины постоянного тока).
- Двигатели, полностью встроенные в устройство (насосы, вентиляторы, компрессоры), которые не могут быть испытаны отдельно, даже при предоставлении временного доступа к заднему и торцевому подшипниковым щитам двигателя. Это означает, что двигатель должен:
a) иметь общие компоненты (помимо таких соединительных деталей, как болты) с приводным механизмом (например, вал или корпус),
b) быть сконструирован таким образом, чтобы не позволить двигателю работать отдельно от механизма. То есть, двигатель не попадает в область применения настоящего стандарта, если при отделении его от механизма он утрачивает работоспособность.
(TEAO, IC418) Настоящим стандартом охвачены полностью закрытые машины с поверхностным наружным охлаждением от внешнего вентиляционного обдува. Испытание энергоэффективности таких машин может быть выполнено путем снятия вентилятора и обдува внешним вентилятором, создающим такой же поток воздуха, как и штатный.
- Двигатели с встроенными преобразователями частоты (компактные электроприводы), в которых двигатель не может быть испытан отдельно от преобразователя. Классификация энергоэффективности компактных электроприводов должна основываться на всем устройстве (управляемом электроприводе) и определяться в отдельном стандарте.
Примечание 7 - Двигатель входит в область применения настоящего стандарта, если он может быть отделен от преобразователя и испытан независимо от преобразователя.
- Двигатели с встроенным тормозом, когда тормоз не может быть ни снят, ни запитан от отдельного источника во время испытания энергоэффективности двигателя.
Примечание 8 - Двигатели с тормозом, имеющие обмотку тормоза, интегрированную во фланец двигателя, подчиняются настоящему стандарту, если имеется возможность испытать КПД двигателя без потерь в тормозе (путем, например, демонтажа тормоза или питания его обмотки от отдельного источника).