Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISО 12217-3-2016 Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 3. Суда с длиной корпуса менее 6 м

     6.5 Испытание со смещением нагрузки

6.5.1 Общая информация

6.5.1.1 Настоящее испытание проводится с целью демонстрации достаточной остойчивости при смещении нагрузки с помощью экипажа, для незатопленного судна.

Если это более удобно, то люди могут быть использованы вместо испытательных грузов, при условии, что масса каждого человека принимается за равную или превышающую массу соответствующего испытательного груза. Расчет остойчивости, с применением массы судна, установленной путем измерений, может быть применен взамен натурного испытания. Испытание должно проводиться в тихой воде и при слабом ветре.

6.5.1.2 Каждое судно может быть испытано в соответствии с упрощенным методом по 6.5.2 или с полным методом по 6.5.3. Полный метод может применяться с использованием натурного испытания или метода расчета. Упрощенный метод может применяться только путем проведения расчетов.

Если масса судна порожнем менее 800 кг, судно должно также пройти испытание нагрузкой фальшборта в соответствии с 6.5.4.

Примечание - Упрощенный метод предполагает большие резервы безопасности и подходит для судов с большой статической остойчивостью по отношению к предельной численности экипажа, например, для судов с предельной численностью экипажа менее чем один человек на метр длины.

6.5.1.3 Испытания должны проводиться для всех судов в состоянии полной нагрузки, кроме тех судов, которые имеют цистерны (для топлива, пресной воды, сточных вод, живой рыбы, масла), имеющие максимальные поперечные размеры более чем 0,35В, и которые должны испытываться со всеми цистернами, заполненными насколько это возможно на 50%, но не менее чем 25% и не более чем 75% от объема. Там, где применяется метод вычисления, соответствующие цистерны должны приниматься при расчетах заполненными на 50%, и эффект свободной поверхности должен приниматься во внимание или как виртуальное увеличение аппликаты центра тяжести (VCG) или применяя программное обеспечение, которое моделирует движение жидкости в цистернах.

Примечание - Если цистерны сообщаются друг с другом в том числе, во время нахождения судна в эксплуатации, то максимальный поперечный размер таких цистерн измеряется между крайними точками сообщающихся цистерн.

6.5.1.4 В общем случае, суда должны быть испытаны при крене на оба борта. Однако, там, где очевидно, что крен на один борт более критичен, испытания проводятся только для углов крена в этом направлении.

Пример - Начальный крен и/или наиболее низкие отверстия, считающиеся открытыми, на одной стороне и/или помещения для экипажа очевидно ассиметричные.

6.5.1.5 При испытаниях, на судах с водонепроницаемыми или быстроосушаемыми кокпитами, вода может попасть в кокпит через сливные отверстия, при креновании судна во время испытаний, предполагается, что эта вода должна сливаться за борт при перемещении центра тяжести всех находящихся на борту испытательных грузов к диаметральной плоскости. Если вода поступает внутрь судна во время испытаний, замеры угла крена и высоты заливания должны производиться после того, как поступление воды внутрь корпуса прекратится.

6.5.1.6 В процессе испытаний высота остаточного надводного борта (оставшееся расстояние по вертикали от ватерлинии) должна быть измерена до точки, где в первую очередь начнется попадание воды во внутренние помещения или в трюм. При измерении высоты остаточного надводного борта отверстия, считающиеся открытыми, на верхней палубе должны также учитываться. При проведении таких измерений, один подвесной мотор, оборудованный герметичным кожухом, может рассматриваться как водонепроницаемый.

6.5.1.7 Зона размещения экипажа, включает "рабочую палубу", как определено строителем в соответствии с ISO 15085, плюс площадь всех сидений, коек, мест для загорания, кают и внутренних палуб. Она должна включать все площади, предназначенные для использования экипажем, при стоянке судна, но может исключать участки палубы шириной менее чем 0,10 м и площади, исключенные знаками "нет доступа".

Примечание 1 - См. ISO 15085:2003, 3.6, примечание 3 для учета наклонных поверхностей.


Если строитель при оценке остойчивости исключает некоторые площади из зоны размещения экипажа или ограничивает число людей на каждом данном уровне, то

- такие площади должны быть указаны в руководстве для владельца, и

- такие площади должны быть обозначены в строго определенных точках знаками "нет доступа" или "доступ ограничен", изображенные на рисунках 5 и 6, или

- на каждом посте управления должна быть размещена схема с указанием таких площадей и ограничением доступа к ним - см. рисунок 7, и в дополнение таблички "нет доступа" и "ограниченный доступ", изображенные на рисунках 5 и 6, должны быть размещены в тех точках доступа в указанные площади, которые не видны со всех альтернативных постов управления.

Примечание 2 - На шлюпках и беспалубных судах зона размещения экипажа включает все внутреннее помещение судна за исключением тех площадей, которые обозначены знаками "нет доступа". На судах, предназначенных для однодневных плаваний, зона размещения экипажа может быть ограничена кокпитом, при условии, что есть возможность проводить постановку на якорь и швартовку.

Примечание 3 - На рисунке 6 число членов экипажа и их размещение должно быть установлено в соответствии с требуемым ограничением, например, в наклонной части крыши каюты, на передней палубе, на открытой палубе над главным мостиком.


Установленные знаки безопасности должны соответствовать требованиям раздела 8.


1 - знак Р004 "Проход закрыт" из ISO 7010; 2 - сопутствующий текст "Нет доступа"

Рисунок 5 - Знак "Нет доступа"


1 - знак W001 "Общее предупреждение" согласно ISO 7010; 2 - сопутствующий текст "Максимальное число N людей на (местоположение)", где N - это соответствующее число людей и (местоположение) - их расположение, например, как "крыша мостика" или "крыша каюты"

Рисунок 6 - Знак "Доступ ограничен"