4.1 Эксплуатационно-технологическую оценку машины проводят в зонах, для которых она предназначена, с учетом условий эксплуатации и особенностей выполнения технологического процесса, на основных видах работ.
4.2 Во время контрольной смены воспроизводят режим работы машинно-тракторного агрегата (МТА), установленный в ТЗ (ТУ) и руководстве по эксплуатации, определяют эксплуатационно-технологические показатели и показатели качества выполнения технологического процесса по номенклатуре показателей, предусмотренных ТЗ (ТУ) и стандартами по типам машин.
4.3 При подготовке машины к проведению эксплуатационно-технологической оценки должны быть соблюдены следующие требования:
- техническое состояние машины, представленной на испытания, должно соответствовать требованиям ТЗ (ТУ) и руководства по эксплуатации;
- машина должна быть сагрегатирована с соответствующим энергетическим средством, отвечающим требованиям ТЗ (ТУ);
- техническое и технологическое обслуживание МТА (машины) следует проводить с использованием персонала и технических средств, предусмотренных руководством по эксплуатации;
- до проведения контрольных смен машина должна быть обкатана в соответствии с рекомендациями изготовителя.
4.4 На каждом виде работ проводят три контрольные смены продолжительностью не менее 8 ч сменного времени каждая, при испытании машин для защиты растений, зерна и семян - 6 ч.
4.5 Регистрацию всех элементов сменного времени проводят методом сплошной хронографии и поэлементного хронометража.
4.5.1 При регистрации элементов времени смены методом поэлементного хронометража число регистрируемых измерений элементов времени смены должно соответствовать указанному в таблице 1.
Таблица 1 - Рекомендуемое число регистрируемых измерений элементов времени смены
Наименование элемента времени смены | Число измерений (не менее) |
Основное время | |
- при делении основного времени на контрольные опыты (циклы) | 10 |
- при суммировании всего основного времени, ч | Не менее трех контрольных смен общей продолжительностью не менее 24 ч сменного времени |
Время на технологический переезд; технологическое обслуживание (выгрузка, загрузка) | 3 |
Время одного поворота | 10 |
Время одного ежесменного технического обслуживания (ЕТО) и на заправку топливом; перевода в рабочее или транспортное положение; агрегатирования; проведения наладки и регулирования; переезда к месту работы (или обратно) | 3 |
4.6 При проведении контрольных смен в полевых условиях для обеспечения строго сопоставимых условий работы сравниваемых машин и получения достоверных результатов необходимо:
- испытания машин проводить на одном и том же поле и в одно и то же время;
- контрольные участки должны быть расположены рядом и равны по площади дневной наработки;
- при наличии на одном поле нескольких участков, они должны чередоваться случайным образом;
- оптимальная схема движения агрегата должна быть задана исходя из его конструкционных возможностей и руководства по эксплуатации.
4.7 Эксплуатационно-технологическую оценку новых машин проводят путем сравнения полученных значений показателей по данной машине со значениями ТЗ и показателями базового варианта.
4.8 За базовый вариант для сравнения принимают технику, изготовленную в данной стране или зарубежный вариант техники, используемый в зональной технологии конкретной страны.
4.9 Качество выполнения технологической операции, сохранность и качество продукции определяют в соответствии с нормативными документами (НД), действующими в конкретной стране.
4.10 Погрешность измерений не должна превышать значений, указанных в таблице 2.
Таблица 2 - Погрешность измерений
Наименование измеряемой величины | Погрешность измерения при контрольной смене |
Время | ±1 с |
Линейный размер | ±1% |
Масса | ±0,5% |
Расход топлива | ±2% |
Расход электроэнергии | ±1% |
Расход жидкости | ±3% |