4.1 Измерение погрешности установки колес в плане состоит из следующих этапов:
- выбор базы для системы координат.
Примечание - Для облегчения расчета фактических погрешностей необходимо задать базовую систему координат и в дальнейшем все замеры производить в этой системе;
- построение геодезического прямоугольника;
- выполнение замеров расстояний от геодезического прямоугольника до колес;
- вычисление фактической погрешности установки колес.
Примечание - Замеры выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 29266 и [1]. Величина допусков принимается в соответствии с ГОСТ 34020.
4.2 Выбор базы для системы координат (рисунок 1):
Рисунок 1 - Выбор базовой линии
- из двух точек по торцам концевой балки перпендикулярно к ней отложить два равных отрезка Y;
- расположить теодолит в точке О так, чтобы его луч проходил через концы отрезков Y;
- отметить точку R на луче теодолита вне пределов габарита крана;
- точка О принимается за начальную точку отсчета, а направление от О к точке R определяет направление оси Х и служит базовой линией для построения геодезического прямоугольника;
- построение геодезического прямоугольника (рисунок 2):
Рисунок 2 - Геодезический прямоугольник и измерения размеров
- из точек О и R построить при помощи теодолита прямоугольник (как показано на рисунке 2) и обозначить вершины прямоугольника Р и Q. Допуск на построение прямого угла - не более 6";
- измерить расстояния OP, QR, PQ и OR. Разница в размерах (ОР-QR) и (PQ-OR) не должна превышать:
- для кранов с пролетом (колеей) S10 м - ±2 мм;
- для кранов с пролетом (колеей) S>10 м - ±(2+0,1(S-10)) мм.
4.3 Выполнение замеров расстояний от геодезического прямоугольника до колес:
- измерить расстояния от сторон геодезического прямоугольника PQ и OR до колес, как показано на рисунке 2;
- полученные расстояния следует записать в таблицу 1.