Машиностроение - одна из важнейших отраслей обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого количества подотраслей и производств. Оно является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности, которая производит машины и станки, приборы и агрегаты, разнообразные механизмы промышленного, бытового и военного назначения, приборы и оборудование для научных исследований [50].
Современное машиностроение включает:
- станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение (включая тракторостроение);
- транспортное машиностроение всех видов (в том числе, авиастроение, ракетостроение и судостроение);
- электротехническую промышленность;
- производство радиоэлектроники и вычислительной техники.
Машиностроительные предприятия принято подразделять на:
- заводы полного цикла, реализующие разнообразные технологические процессы и производящие продукцию целиком;
- сборочные заводы, получающие готовые детали с других предприятий (не менее 50%) [51].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 [18] машиностроительные предприятия могут быть отнесены к III категории или ко II категории - в тех случаях, когда на них осуществляются следующие процессы:
- нанесение защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);
- поверхностная обработка металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);
- обработка поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет менее 200 тонн в год).
Международный опыт свидетельствует о том, что для машиностроительных предприятий выпускаются разнообразные кодексы наилучшей практики, руководства по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и пр. [52-56]. Однако экологическое регулирование деятельности машиностроительных предприятий в целом не осуществляется на основе принципов наилучших доступных технологий [57].
Ведущие машиностроительные компании разрабатывают и распространяют открытую экологическую отчётность, в том числе, с учётом рекомендаций Глобальной инициативы по отчётности (Global Reporting Initiative, GRI). Так, в 2013 г. GRI было выпущено руководство по отчётности, основанное на результатах анализа требований заинтересованных сторон в отношении экологической информации, предоставляемой предприятиями, выпускающими электрооборудование [58].
При подготовке отчётности активно используются данные производственного экологического контроля, включая сведения о потреблении энергии, сырья и воды, о выбросах загрязняющих веществ (кислых газов, взвешенных частиц, тяжёлых и переходных металлов и др.), о сбросах сточных вод, об образовании отходов, в первую очередь, ртутьсодержащих (см., например, [59]).
В ходе подготовки справочника НДТ "Основные принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения" в секретариат ТРГ 22.1 поступили анкеты от российских машиностроительных предприятий, представляющих авиационное, сельскохозяйственное, транспортное (включая автомобильное), химическое машиностроение, а также от Центров стандартизации и метрологии, сотрудники которых систематизировали информацию о ПЭК машиностроительных заводов по региональному принципу.
Учитывая тот факт, что ни одно из обсуждаемых предприятий не отнесено к I категории (для которой разрабатываются и справочники НДТ и, в том числе, настоящий справочник НДТ), интерес машиностроителей можно интерпретировать как добровольную деятельность, которая в итоге может привести к включению отрасли, например, во II категорию; тогда предприятия отрасли смогут (по их желанию) получать комплексные экологические разрешения. Некоторые респонденты пишут о целесообразности разработки справочников НДТ для конкретных подотраслей (например, для авиационного машиностроения). Несколько ранее интерес к перспективам перехода к нормированию, основанному на принципах НДТ, проявили также специалисты судостроительной отрасли.
Самые полные материалы предоставлены "Группой ГАЗ", на предприятиях которой функционируют системы экологического менеджмента и интегрированные системы менеджмента (включающие системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы менеджмента к области охраны труда и промышленной безопасности), соответствующие международным требованиям.
Требования международного стандарта ГОСТ Р 14001-2016* [60] в части производственного экологического мониторинга сформулированы следующим образом: "Организация должна оценивать экологические результаты деятельности и результативность системы экологического менеджмента. Организация должна сообщать информацию о своих экологических результатах деятельности внутри организации и вовне, как это определено процессом(ами) обмена информацией и как того требуют принятые обязательства. Организация должна регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство результатов проведения мониторинга, измерения, анализа и оценки".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 14001-2016, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
В рамках систем экологического менеджмента в описание процедур мониторинга, как правило, включают [61]:
- время (периодичность), место измерения, оцениваемые параметры, используемое оборудование и методы;
- ответственность за проведение измерений;
- требования по документированию результатов;
- допустимые отклонения от нормы;
- описание действий в случае обнаружения отклонений, превышающих допустимые.