На тепловых электростанциях (ТЭС) контроль воздействий на атмосферный воздух включает в себя:
- контроль соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- контроль соблюдения технологически норм выбросов от топливосжигающих установок (ТСУ);
- контроль газоочистных установок (ГОУ).
В отношении соблюдения нормативов ПДВ речь идёт о сборе информации, необходимой для обеспечения соответствия установленным нормативам и получении исходных данных для государственной статистической и внутрифирменной отчетности и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. План-график контроля разрабатывается, согласовывается с государственными надзорными органами и, как правило, утверждается в составе проекта нормативов ПДВ.
В перечень нормируемых показателей, характеризующих выбросы из дымовых труб топливосжигающих установок, в зависимости от вида используемого топлива, включают взвешенные вещества (золу твердого топлива), оксиды серы (в пересчете на диоксид серы, в случае сжигания твердого топлива и мазута), диоксид азота, оксид азота, монооксид углерода, мазутную золу (в пересчете на ванадий). Для дымовых труб паровых котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч нормируемыми являются также выбросы бенз-а-пирена. Для неорганизованных источников (перевалка угля и золошлаков) нормируются выбросы пыли.
На ТЭС применяют следующие методы контроля: инструментальный постоянный, инструментальный периодический, расчетный.
Инструментальный постоянный контроль применяется, по оценке экспертов, на 20-25% ТЭС. Энергоблоки, вводимые в последнее время, как правило, оснащаются приборами постоянного контроля. Энергоблоки на базе парогазовой технологии оснащены приборами постоянного контроля практически полностью, за исключением установок с установленной электрической мощностью менее 25 МВт.
На ТЭС на базе паросиловых установок уровень оснащения приборами непрерывного контроля существенно ниже, особенно угольных ТЭС.
Периодичность инструментального контроля определяется на основе категории источника выбросов.
Кроме того, в настоящее время для ТЭС нормируются и контролируются многочисленные мелкие организованные и неорганизованные источники выбросов: сварочные посты, металло- и деревообрабатывающее станочное оборудование, емкости с нефтепродуктами и маслами, автостоянки, гаражи и т.п. Отсутствие в действующем законодательстве нормативных ограничений по перечню нормируемых веществ привело к значительному необоснованному росту количества нормируемых и контролируемых веществ и соответствующих расходов энергопредприятий. В советское время государство контролировало на ТЭС не более 6-ти загрязняющих веществ (ЗВ) веществ от 2-3-х источников. В настоящее время на обычной угольной ТЭС нормируется и включается в разрешение на выбросы порядка 110-120 источников и 50 ЗВ. При этом на 3 источника (дымовые трубы от энергетических котлов) и 7 ЗВ приходится 99,96% от всей массы выбросов. Выбросы от остальных источников (сварочные посты, стоянки транспорта, баки с нефтепродуктами, металлообрабатывающие станки, основные вещества - пыль неорганическая, пары нефтепродуктов) выбрасывают в среднем по 0,35 т/год. Есть источники с выбросами менее 1 кг/год.
Для типичной газовой электростанции нормируются и контролируются порядка 26-ти источников выбросов, 30-ти ЗВ. При этом на 1 источник (дымовая труба от энергетических котлов) и 3 загрязняющих веществ приходится 99,99% от всей массы разрешенных выбросов. На остальные 25 источников и 27 ЗВ приходится 1,8 т/год выбросов, в среднем по 72 кг/год.
Средние расходы ТЭС на контроль выбросов составляют в настоящее время 2 млн.руб./год. В случае введения разумных ограничений перечня нормируемых и контролируемых источников и ЗВ для ТЭС затраты на производственный экологический контроль выбросов могут быть снижены не менее, чем на 90%.
В отношении контроля эффективности газоочистных установок практики высказывают обоснованное мнение, состоящее в том, что включение этого вида контроля в состав ПЭК является избыточным и нецелесообразным в связи с тем, что:
а) основными нормируемыми показателями, характеризующими выбросы ЗВ в атмосферу и уровень их негативного воздействия, являются массы выбросов мг/м, г/с, т/год. Эффективность ГОУ представляет собой один из важных, но не единственный фактор, влияющий на эти показатели выбросов. На показатели масс выбросов оказывают влияние энергоэффективность оборудования, качественные показатели топлива, режимы работы оборудования и многое другое;
б) показатель эффективности ГОУ практически невозможно нормировать. То есть невозможно установить значение эффективности, с которым можно сравнивать фактическую эффективность. Проектные значения эффективности, которые сейчас приняты в качестве норматива, соответствуют идеальным проектным условиям, недостижимым на практике. В процессе эксплуатации в межремонтные периоды эффективность ГОУ постепенно снижается в силу естественных процессов загрязнения, износа. В результате опроса энергопредприятий за период 2011-2015 гг. получены сведения, что ежегодно для 30-40% ГОУ угольных ТЭС среднегодовая эффективность была ниже проектных значений;
в) измерение эффективности ГОУ - достаточно затратное мероприятие. Ежегодные затраты на контроль ГОУ угольных ТЭС составляют от одного до нескольких миллионов рублей.
Эксплуатационную эффективность ГОУ необходимо измерять только в случае применения расчетных методов определения выбросов твердых частиц и оксидов серы при наличии ГОУ. В этом случае 1 раз в год измеряется эффективность ГОУ, на основании измеренной величины ежемесячно определяется эксплуатационная эффективность с учетом эксплуатационных данных.
Контроль соблюдения передвижными источниками технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регламентируется п.4 статьи 17 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" [4] и постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" [5]. В контексте перехода к нормированию по принципам наилучших доступных технологий обсуждение практики представляется нецелесоообразным.
1.2.1.1. Контроль водопользования
В настоящее время система контроля сбросов возвратных сточных вод на ТЭС должна обеспечивать:
- систематические данные об объемах забираемой, используемой и возвратной воды и их соответствие установленным лимитам водопользования;
- оценку состава и свойств исходных вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды;
- оценку состава и свойств возвратных вод и соответствия их установленным нормативам нормативов допустимых сбросов и договоров водоотведения;
- исходные данные для формирования отчетности ТЭС по установленным формам.
Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям.
Выбор водоизмерительных приборов и устройств определяется их назначением, величиной измеряемых расходов воды, производительностью водозаборных и водосбросных сооружений.
В основном объемы воды, забираемой из природных источников или от сторонних поставщиков, отводимых сточных вод (СВ) измеряют непрерывно. Исключение составляют объемы воды, используемые прямоточными системами охлаждения, циркуляционной воды в оборотных системах охлаждения и гидрозолоудаления. Эти объемы составляют десятки и сотни тысяч м/час, как правило, транспортируются по открытым каналам, что делает их измерение проблематичным как в части обеспечения необходимой точности измерений, так и с точки зрения стоимости средств измерения. В связи с этим измерение воды, используемой в прямоточных системах охлаждения, и циркуляционной воды в оборотных системах охлаждения и гидрозолоудаления целесообразно производить косвенно, например, по потреблению электроэнергии циркуляционными насосами.