Статус документа
Статус документа

ИТС 22.1-2016 Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения

     1.1. Общие положения

Справочник НДТ "Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения" представляет собой межотраслевой, "горизонтальный" справочник НДТ, адресованный прежде всего предприятиям, отнесённым к объектам I категории, и обязанным получать комплексные экологические разрешения.

В Ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (действ. ред. 2016 г.) "Об охране окружающей среды" [1] сказано: "Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды". В Ст.1 того же закона сказано: "Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды". Таким образом, производственный экологический контроль - система мер, применяемых непосредственно на производстве, на предприятии.

Изменения, внесённые Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (действ. ред. 2016 г.) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2], способствовали появлению уточнения в Ст.1: "Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля".

Таким образом, что информация и данные, которые необходимо хранить на предприятиях, отражают как собственно меры, направленные на "предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды", так и сведения о технологических параметрах производства, которые определяют или могут определять характер и масштаб воздействия предприятия на окружающую среду. Таких положений в упомянутых законах нет, но вывод такого характера логически следует из анализа тесно связанных между собой, но не идентичных понятий - "экологический контроль" и "экологический мониторинг" (см. рисунок 1.1).

В стандартах ISO серий 9000 и 14000 понятия "мониторинг" и "контроль" также чётко разделены; при этом мониторинг ассоциируется с измерениями, наблюдениями и оценкой, а контроль - с частью системы менеджмента, направленной на выполнение требований (к качеству).


Рисунок 1.1 - Блок-схема системы экологического мониторинга [3]


Справочник НДТ "Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения" прежде всего охватывает аспекты ПЭК, имеющие отношение к сбору и анализу, а также к интерпретации данных об экологической результативности, а не собственно к контролю (который без информационной основы либо невозможен, либо неэффективен). Такая позиция не противоречит действующему законодательству; в Ст.63.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ указано: "Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".

Следовательно, в части сбора, анализа данных и предоставления информации, в том числе, направления её в Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга производственный экологический контроль может рассматриваться в качестве одной из составляющих единой информационной системы экологического мониторинга. Поэтому информация справочника НДТ отражает прежде всего порядок организации, анализа, систематизации результатов измерений и наблюдений, относящихся к приоритетным экологическим аспектам производственной деятельности и ключевым технологическим параметрам. Нельзя также недооценивать значимость расчётных параметров, принципы выбора и учёта которых также обсуждаются в справочнике НДТ.

Описанный подход соответствует Ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, предписывающей предприятиям разрабатывать программы производственного экологического контроля, содержащие сведения об инвентаризации источников воздействия, о подразделениях, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках измерений.

Уточнение приоритетных направлений разработки справочника НДТ позволило сосредоточить внимание респондентов на подготовке информации о практике ПЭК в части подходов к выбору параметров, оборудования и методов, а также к организации наблюдений и измерений, систематизации полученных результатов и их использовании для подготовки отчётности на объектах I категории.

Тем не менее, в ряде случаев отделение сведений о контрольных мерах от информации о выборе параметров, выполнении измерений и интерпретации результатов могло бы привести к искажению общей картины; поэтому в тексте раздела 1 получили отражение позиции предприятий в отношении ПЭК в целом.

В 2015 г. и в начале 2016 г. были разработаны и утверждены 11 справочников НДТ; предприятия и ассоциации этих отраслей, как правило, в большей степени готовы к обсуждению вопросов совершенствования системы производственного экологического контроля. Для подготовки настоящего справочника НДТ предоставили информацию представители предприятий, профильных проектных и консультационных организаций (в том числе, члены соответствующих технических рабочих групп) следующих видов деятельности:

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона (ИТС 1-2015);

производство меди (ИТС 3-2015);

производство керамических изделий (ИТС 4-2015);

производство стекла (ИТС 5-2015);

производство цемента (ИТС 6-2015);

очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов (ИТС 10-2015);

добыча природного газа (разработка справочника НДТ запланирована на 2017 г.);

переработка природного газа (техническая рабочая группа приступила к работе; разработка справочника НДТ запланирована на 2017 г.);

переработка нефти (техническая рабочая группа приступила к работе; разработка справочника НДТ запланирована на 2017 г.);

производство изделий дальнейшего передела черных металлов (разработка справочника НДТ запланирована на 2017 г.);

машиностроительное производство (предприятия машиностроения в целом не отнесены к I категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, но некоторые компании проявляют интерес к разработке и возможностям использования справочников НДТ).