При производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях в атмосферный воздух выбрасывается более 17000 тыс.т/год загрязняющих веществ, из которых только 75,6% подвергаются очистке. На рисунке 1 представлен общий объем выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации в 2014 году.
Рисунок 1 - Общий объем выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации
По объемам выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников на первом месте располагаются обрабатывающие производства (третья часть суммарного объема по России) - за счет металлургического производства. Другой крупный блок источников загрязнения атмосферного воздуха образуют предприятия по добыче полезных ископаемых (27,2%), в первую очередь предприятия, занимающиеся добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. Значительные объемы выбросов в атмосферу характерны для предприятий топливно-энергетического комплекса, связанных с производством, передачей и распределением электроэнергии, а также с транспортированием по трубопроводам газа и продуктов его переработки. На рисунке 2 представлены соотношения объема выбросов от стационарных источников по видам экономической деятельности.
Рисунок 2 - Соотношения объема выбросов от стационарных источников по видам экономической деятельности
На рисунке 3 представлено количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на единицу площади в 2014 году.
Рисунок 3 - Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на единицу площади в 2014 году
Статистический инструментарий, предусматривающий федеральное статистическое наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха, устанавливает основные загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу: взвешенные вещества (2902), диоксид серы (330), оксид углерода (337), оксиды азота в пересчете на NO (301), углеводороды (415, 416) с учетом летучих органических соединений, исключая метан, а также специфические загрязняющие вещества, характерные для отдельных территорий, в том числе бенз(а)пирен (703), серная кислота (322), метан (410) и др.
В таблице 1 представлены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Российской Федерации в 2007-2014 годах.
Таблица 1 - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Российской Федерации в 2007-2014 годах (данные Росстата и Росприроднадзора)
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Общий объем выбросов, от стационарных источников и автомобильного транспорта, тыс.т/год, из них: | 35303,5 | 33691,7 | 32559,8 | 32220,4 | 32487,5 | 32309,2 | 31870,9 | 31073,5 | |
- от стационарных источников, тыс.т/год | 20636,9 | 20103,3 | 19021,2 | 19115,6 | 19162,3 | 19630,3 | 18446,5 | 17451,9 | |
- от автомобильного транспорта, тыс.т/год | 14666,6 | 13588,4 | 13538,6 | 13104,8 | 13325,2 | 12678,9 | 13424,4 | 13621,6 | |
Общий объем выбросов от железнодорожного транспорта, тыс.т/год | Н/д | Н/д | Н/д | Н/д | 140,0 | 159,5 | 192,5 | 154,2 | |
Объем выбросов SO - сера диоксид (ангидрид сернистый) (330) | Всего, тыс.т/год | 4678,1 | 4644,1 | 4480,6 | 4497,9 | 4454,7 | 4415,4 | 4249,2 | 4113,3 |
От стационарных источников, тыс.т/год | 4573,1 | 4534,1 | 4370,6 | 4385,3 | 4342,7 | 4340,9 | 4173,3 | 4036,3 | |
От автомобильного транспорта, тыс.т/год | 105,0 | 110,0 | 110,0 | 112,6 | 112,0 | 74,5 | 75,9 | 77,0 | |
Объем выбросов СО - углерод оксид (337) | Всего, тыс.т/год | 17450,4 | 16259,5 | 15603,5 | 15341,7 | 15816,3 | 16092,9 | 15757,5 | 15493,0 |
От стационарных источников, тыс.т/год | 6448,4 | 6091,5 | 5500,5 | 5565,1 | 5753,5 | 6001,8 | 5350,9 | 4938,4 | |
От автомобильного транспорта, тыс.т/год | 11002,0 | 10168,0 | 10103,0 | 9776,6 | 10062,8 | 10091,1 | 10406,6 | 10554,6 | |
Объем выбросов взвешенных веществ (2902) | Всего, тыс.т/год | 2793,4 | 2757,2 | 2394,1 | 2435,0 | 2327,3 | 2273,1 | 2033,4 | 1947,4 |
От стационарных источников, тыс.т/год | 2743,4 | 2704,2 | 2341,1 | 2381,2 | 2283,1 | 2249,4 | 2008,5 | 1922,2 | |
От автомобильного транспорта, тыс.т/год | 50,0 | 53,0 | 53,0 | 53,8 | 44,2 | 23,7 | 24,9 | 25,3 | |
Объем выбросов NH - аммиак (303) | Всего, тыс.т/год | н/д | н/д | н/д | 69,7 | 70,4 | 80,7 | 81,9 | 86,7 |
От стационарных источников, тыс.т/год | 41,6 | 39,2 | 40,3 | 42,2 | 44,0 | 47,5 | 46,6 | 51,0 | |
От автомобильного транспорта, тыс.т/год | Н/д | Н/д | Н/д | 27,5 | 26,4 | 33,2 | 35,3 | 35,7 | |
Объем выбросов NO (в пересчете на NO - диоксид азота (301) | Всего, тыс.т/год | 3635,8 | 3660,6 | 3561,5 | 3656,9 | 3561,9 | 3356,5 | 3333,3 | 3288,4 |
От стационарных источников, тыс.т/год | 1732,8 | 1816,6 | 1730,5 | 1855,2 | 1880,0 | 1937,5 | 1874,2 | 1805,5 | |
От автомобильного транспорта, тыс.т/год | 1903,0 | 1844,0 | 1831,0 | 1801,7 | 1681,9 | 1419,0 | 1459,1 | 1482,9 | |
Объем выбросов НМ ЛОС | Всего, тыс.т/год | 3447,6 | 2872,0 | 2913,0 | 2885,1 | 2966,6 | 2552,1 | 2823,8 | 2730,0 |
От стационарных источников, тыс.т/год | 1908,6 | 1532,0 | 1546,0 | 1605,3 | 1622,8 | 1638,2 | 1455,8 | 1340,0 | |
От автомобильного транспорта, тыс.т/год | 1539,0 | 1340,0 | 1367,0 | 1279,8 | 1343,8 | 913,9 | 1368,0 | 1390,0 | |
Объем выбросов от стационарных и автомобильных источников на душу населения, т/чел. | 0,247 | 0,236 | 0,228 | 0,226 | 0,227 | 0,225 | 0,222 | 0,212 | |
Объем выбросов от стационарных и автомобильных источников на единицу ВВП, т/млн руб. | 1,24 | 0,96 | 0,96 | 0,80 | 0,68 | 0,61 | 0,56 | 0,51 |
Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха может предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Развитие российского нормативно-правового поля осуществляется в соответствии с международными подходами (практиками) в области охраны атмосферного воздуха, в основе которых лежат принципы приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.
Правовые инструменты для реализации этих принципов включают:
- установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;
- государственную регистрацию новых загрязняющих и потенциально опасных веществ;
- получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;
- государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов и вредных физических воздействий и их источников.
Соответствующие требования определены применительно к различным стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к обращению с различными веществами (транспортирование и использование пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих веществ, опасных отходов, пылящих материалов и т.д.), к функционированию отдельных групп объектов (опасных производственных объектов, автомобильного и иного транспорта, объектов атомной энергетики).
Важнейшим инструментом охраны атмосферного воздуха является нормирование. В настоящее время в систему нормативов включены:
- предельно допустимые уровни физического воздействия на атмосферный воздух, отражающие предельно допустимый максимальный уровень, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
- предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, которые устанавливаются для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при которых вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух;
- технологические нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые устанавливаются для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения НДТ, с применением технологического показателя выброса;
- технические нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;
- предельно допустимые (критические) нагрузки, являющиеся показателем воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которых может привести к вредному воздействию на нее;