4.1 Организация работ по сохранению произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства
4.1.1 Охраняемые объекты ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства по первоначальному назначению подразделяют:
- на дворцово-парковые ансамбли;
- усадебные парки и сады;
- монастырские сады;
- городские парки;
- сады городских усадеб.
4.1.2 Каждый объект ландшафтной архитектуры имеет свою специфику, отражающую особенности формирования, ремонтно-реставрационных мероприятий и способов сохранения и ухода.
4.1.3 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства определяются ГОСТ Р 55935.
4.1.4 Работы по сохранению произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства могут включать в себя консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объектов культурного наследия для современного использования.
4.1.5 Особенностью проведения работ на территории объекта культурного наследия (ансамбля) садово-паркового искусства является наличие в зоне производства работ исторических зданий и сооружений, массивов сохраняемых старовозрастных деревьев, газонов, малых архитектурных форм, что определяет стесненные условия производства работ. Основную часть реставрационных работ следует осуществлять вручную, в отдельных случаях допускается применение средств малой механизации. Использование тяжелой техники допускается только на асфальтированных дорожках или на набивных дорожках, укрепленных железобетонными плитами, для вывоза строительного мусора, выработанного ила и порубочного материала.
4.1.6 При производстве работ необходимо руководствоваться проектной документацией, технологическими решениями, а также методиками реставрации, согласованными с органами государственной охраны объектов культурного наследия.
4.1.7 Перед началом работ следует провести очистку территории от взрывоопасных предметов методом сплошного поиска.
4.1.8 Порядок работ по сохранению объектов культурного наследия произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства определяется проектом организации реставрации, являющимся разделом проекта реставрации и приспособления объекта культурного наследия.
4.1.9 Работы на объектах культурного наследия следует осуществлять с учетом неблагоприятного периода, определяемого климатическими условиями региона, при круглосуточной температуре воздуха не менее 10°С.
4.1.10 Порядок реставрации, научные исследования в процессе производства работ, изменения в проектные решения должны быть зафиксированы в журнале производства работ по сохранению объектов культурного наследия произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства и в журнале научного и авторского надзора.
4.1.11 Стволы деревьев, попадающие в зону производства работ, следует ограждать по периметру деревянными щитами на высоту 1,5-2,0 м, не допуская повреждения стволов и крон.
4.1.12 Временные подъезды строительной техники к месту производства работ следует осуществлять по существующим набивным дорогам и участкам газонов, укрепленным железобетонными плитами по слою щебня и песка с прокладкой геотекстильного материала, или по дорогам в твердом покрытии (асфальт).
4.1.13 Временные площадки складирования должны быть организованы в пределах зон производства работ отдельно для каждого вида работ. Для устройства площадок следует выбирать участки без кустарника и деревьев.
Временные площадки складирования следует выполнять путем срезки растительного грунта с покрытием основания площадок слоем геотекстильного материала.
4.1.14 Для складирования иловых отложений (ила), получаемых при очистке гидросистемы, следует организовывать специальные площадки. Места основных площадок складирования должны устраивать с учетом возможности подъезда к ним крупногабаритной техники. Площадки необходимо оборудовать водонепроницаемыми конструкциями, имеющими возможность для слива отстойной воды.
4.1.15 При выезде с территории строительной площадки должны оборудовать мойку колес автотранспорта.
4.1.16 При выносе проекта "в натуру" следует выполнять разбивку и закрепление осей, при необходимости их положение проверять и корректировать в присутствии представителей заказчика, органа государственной охраны объектов культурного наследия и авторского надзора.
Примечание - Вынесением проекта "в натуру" называют определение и закрепление на местности точек, линий и плоскостей, устанавливающих плановое и высотное положение сооружения и его размеры.