Существует несколько типов автомобильных аккумуляторов, отличающихся материалом электродов и электролита.
Из всего разнообразия в автомобилях в качестве стартерных используются только свинцовые. Корпуса всех свинцовых аккумуляторов делаются из прочной кислотостойкой пластмассы, чтобы обеспечить максимальную безопасность во время транспортировки и эксплуатации.
В настоящее время в качестве материала для электродов используется свинец не в чистом виде, а с разнообразными добавками, в зависимости от которых аккумуляторы автомобильные делят на несколько типов.
По итогам 2014 года объем первичного рынка аккумуляторов в Российской Федерации по данным отчета аналитического агентства "Автостат" составил 1,92 млн ед., а объем вторичного рынка аккумуляторов в Российской Федерации (общее количество поставленных аккумуляторов российскими аккумуляторными заводами и иностранными дистрибьюторами для свободной продажи автолюбителям или корпоративным клиентам) - примерно 9,5 млн ([62]).
Если рассматривать производство аккумуляторов российскими заводами, то в 2014 году их выпуск увеличился на 10% и составил примерно 6,7 млн ед. В то же время экспорт аккумуляторов вырос более чем на 40% и превысил 440 тыс.шт. А вот импорт аккумуляторов автомобильных в Россию снизился на 26% - до 4,37 млн экземпляров.
Таким образом, объем производимых аккумуляторов автомобильных иностранными производителями на вторичном рынке аккумуляторов автомобильных составил 4,37 млн шт. на 2014 год. Российские производители показали объемы, равные 5,11 млн шт. ([62]).
С течением времени весь объем реализованных аккумуляторов автомобильных утрачивает свои потребительские свойства.
За 2015 год в Российской Федерации, по данным статистического наблюдения, было утилизировано 111813,22 т и обезврежено 44472,63 т отходов автомобильных аккумуляторов (при образовании 22870,90 т) ([10]).
Крупнейшие заводы, осуществляющие деятельность по производству и переработке аккумуляторов в Российской Федерации, представлены в таблице 1.5, а их месторасположение на территории Российской Федерации - на рисунке 1.8 ([63]).
Таблица 1.5 - Крупнейшие производители и переработчики аккумуляторов в Российской Федерации
N п/п | Регион, город | Предприятия |
1 | Вологодская область, г.Вологда | ООО "Вологодский аккумуляторный завод" (ВАЗ) |
2 | Саратовская область, г.Саратов | ОАО "Завод автономных источников тока" (АИТ) |
3 | Псковская область, г.Великие Луки | ЗАО "Великолукский завод щелочных аккумуляторов" (ВЗЩА) |
4 | Иркутская область, г.Иркутск | ЗАО "Аккумуляторные технологии" ("АкТех") |
5 | Курская область, г.Курск | ООО "Курский аккумуляторный завод" (КАЗ) |
6 | Ленинградская область, г.Санкт-Петербург | ЗАО "Ленинградский аккумуляторный завод" (ЛАЗ) |
7 | Московская область, г.Подольск | ЗАО "Подольский аккумуляторный завод" (ПАЗ) |
8 | Саратовская область, г.Саратов | ОАО "Саратовский аккумуляторный завод" (САЗ) |
9 | Иркутская область, г.Ангарск | ООО "Свирский аккумуляторный завод" (САЗ) |
10 | Тюменская область, г.Тюмень | ОАО "Тюменский аккумуляторный завод" (ТАЗ) |
Рисунок 1.8 - Месторасположение предприятий переработчиков аккумуляторов на территории Российской Федерации
Основные данные по методам и технологиям утилизации аккумуляторов автомобильных, утративших потребительские свойства. Метод утилизации аккумуляторов автомобильных состоит в следующем:
Слив электролита. Осуществляется на технологической линии, которая осуществляет весь процесс автоматически, чтобы исключить вредное воздействие паров и жидкости электролита на человека.
Измельчение корпуса аккумулятора. Осуществляется в дробилке.
Отделение металлосодержащей фракции. Раздробленное сырье поступает в электромагнитный сепаратор, где происходит отделение металлосодержащей фракции.
Сортировка остатка. Вибрационный грохот с ячейками различного размера сортирует крупные элементы и отправляет их на повторное измельчение.
Разделение на фракции. Измельченные отходы поступают в сепаратор для разделения на фракции.
Обезвоживание и сепарация. В результате получают сырье - металл и полимерную фракцию (полипропилен и поливинилхлорид).
В результате утилизации свинцовых аккумуляторов можно получить такие материалы, как:
- свинец;
- стальной лом;
- медь;
- электролит;