Статус документа
Статус документа

ИТС 15-2016 Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)

     1.10 Информация о деятельности по утилизации и обезвреживанию автомобильных аккумуляторов, утративших потребительские свойства


Существует несколько типов автомобильных аккумуляторов, отличающихся материалом электродов и электролита.

Из всего разнообразия в автомобилях в качестве стартерных используются только свинцовые. Корпуса всех свинцовых аккумуляторов делаются из прочной кислотостойкой пластмассы, чтобы обеспечить максимальную безопасность во время транспортировки и эксплуатации.

В настоящее время в качестве материала для электродов используется свинец не в чистом виде, а с разнообразными добавками, в зависимости от которых аккумуляторы автомобильные делят на несколько типов.

По итогам 2014 года объем первичного рынка аккумуляторов в Российской Федерации по данным отчета аналитического агентства "Автостат" составил 1,92 млн ед., а объем вторичного рынка аккумуляторов в Российской Федерации (общее количество поставленных аккумуляторов российскими аккумуляторными заводами и иностранными дистрибьюторами для свободной продажи автолюбителям или корпоративным клиентам) - примерно 9,5 млн ([62]).

Если рассматривать производство аккумуляторов российскими заводами, то в 2014 году их выпуск увеличился на 10% и составил примерно 6,7 млн ед. В то же время экспорт аккумуляторов вырос более чем на 40% и превысил 440 тыс.шт. А вот импорт аккумуляторов автомобильных в Россию снизился на 26% - до 4,37 млн экземпляров.

Таким образом, объем производимых аккумуляторов автомобильных иностранными производителями на вторичном рынке аккумуляторов автомобильных составил 4,37 млн шт. на 2014 год. Российские производители показали объемы, равные 5,11 млн шт. ([62]).

С течением времени весь объем реализованных аккумуляторов автомобильных утрачивает свои потребительские свойства.

За 2015 год в Российской Федерации, по данным статистического наблюдения, было утилизировано 111813,22 т и обезврежено 44472,63 т отходов автомобильных аккумуляторов (при образовании 22870,90 т) ([10]).

Крупнейшие заводы, осуществляющие деятельность по производству и переработке аккумуляторов в Российской Федерации, представлены в таблице 1.5, а их месторасположение на территории Российской Федерации - на рисунке 1.8 ([63]).


Таблица 1.5 - Крупнейшие производители и переработчики аккумуляторов в Российской Федерации

N п/п

Регион, город

Предприятия

1

Вологодская область, г.Вологда

ООО "Вологодский аккумуляторный завод" (ВАЗ)

2

Саратовская область, г.Саратов

ОАО "Завод автономных источников тока" (АИТ)

3

Псковская область, г.Великие Луки

ЗАО "Великолукский завод щелочных аккумуляторов" (ВЗЩА)

4

Иркутская область, г.Иркутск

ЗАО "Аккумуляторные технологии" ("АкТех")

5

Курская область, г.Курск

ООО "Курский аккумуляторный завод" (КАЗ)

6

Ленинградская область, г.Санкт-Петербург

ЗАО "Ленинградский аккумуляторный завод" (ЛАЗ)

7

Московская область, г.Подольск

ЗАО "Подольский аккумуляторный завод" (ПАЗ)

8

Саратовская область, г.Саратов

ОАО "Саратовский аккумуляторный завод" (САЗ)

9

Иркутская область, г.Ангарск

ООО "Свирский аккумуляторный завод" (САЗ)

10

Тюменская область, г.Тюмень

ОАО "Тюменский аккумуляторный завод" (ТАЗ)

     

    
Рисунок 1.8 - Месторасположение предприятий переработчиков аккумуляторов на территории Российской Федерации

          

Основные данные по методам и технологиям утилизации аккумуляторов автомобильных, утративших потребительские свойства. Метод утилизации аккумуляторов автомобильных состоит в следующем:

Слив электролита. Осуществляется на технологической линии, которая осуществляет весь процесс автоматически, чтобы исключить вредное воздействие паров и жидкости электролита на человека.

Измельчение корпуса аккумулятора. Осуществляется в дробилке.

Отделение металлосодержащей фракции. Раздробленное сырье поступает в электромагнитный сепаратор, где происходит отделение металлосодержащей фракции.

Сортировка остатка. Вибрационный грохот с ячейками различного размера сортирует крупные элементы и отправляет их на повторное измельчение.

Разделение на фракции. Измельченные отходы поступают в сепаратор для разделения на фракции.

Обезвоживание и сепарация. В результате получают сырье - металл и полимерную фракцию (полипропилен и поливинилхлорид).

В результате утилизации свинцовых аккумуляторов можно получить такие материалы, как:

- свинец;

- стальной лом;

- медь;

- электролит;