Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33421-2015 Колодки тормозные композиционные и металлокерамические для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

     5 Технические требования

5.1 Тормозные колодки должны изготавливаться в соответствии с настоящим стандартом.

5.2 Требования к физико-механическим и фрикционным характеристикам тормозных колодок приведены в таблицах 2-4.


Таблица 2 - Требования к физико-механическим и фрикционным характеристикам композиционных тормозных колодок

Наименование показателя

Значение показателя для различных типов подвижного состава

Грузовой вагон

Мотор-
вагонный подвижной состав

Пассажирский вагон

Локомотивы

Колодка с высоким коэффи-
циентом трения

Колодка с низким коэффи-
циентом трения

Колодка с высоким коэффи-
циентом трения

Колодка с низким коэффи-
циентом трения

1 Твердость по Бринеллю НВ при условии*:

16/187,5/30

1,2-3,0

2,0-8,0

-

10/250/30

-

10-35

2 Предел прочности при сжатии, МПа, не менее

15,0

-

3 Коэффициент трения лабораторного образца композиционного материала тормозной колодки в паре с колесной сталью (сталь марки 2)

0,34-0,65

0,35-0,50

0,30-0,60

4 Морозостойкость композиционных тормозных колодок при температуре от минус 60°С до минус 58°С и определении способом изгиба**

Образцы-пластины не должны разрушаться

-

5 Коэффициент трения

- при силе нажатия на натурную колодку 10 кН и скорости начала торможения:

50 км/ч

0,246-0,370

0,246-0,370

0,125-0,257

0,246-0,370

-

90 км/ч

0,224-0,336

0,224-0,336

0,103-0,229

0,224-0,336

-

120 км/ч

0,213-0,320

-

-

0,213-0,320

-

140 км/ч

0,208-0,312

0,208-0,312

0,096-0,224

0,208-0,312

-

160 км/ч

-

0,203-0,305

0,100-0,232

-

-

- при силе нажатия на натурную колодку 20 кН и скорости начала торможения:

50 км/ч

0,221-0,332

0,221-0,332

0,144-0,268

0,221-0,332

0,104-0,183

90 км/ч

0,201-0,302

0,201-0,302

0,090-0,225

0,201-0,302

0,084-0,168

120 км/ч

0,191-0,287

-

-

0,191-0,287

0,076-0,153

140 км/ч

0,187-0,280

0,187-0,280

0,082-0,233

0,187-0,280

0,073-0,146

160 км/ч

-

0,182-0,274

0,060-0,195

-

-

- при силе нажатия на натурную колодку 30 кН и скорости начала торможения:

50 км/ч

-

0,090-0,168

90 км/ч

0,072-0,144

120 км/ч

0,066-0,140

140 км/ч

0,062-0,133

6 Отклонение коэффициентов трения при испытаниях со скоростями 50 км/ч и 90 км/ч с подачей воды от соответствующих коэффициентов трения всухую, %, не более*

15

7 Изменение коэффициента трения (термостойкость) при силе нажатия на натурную колодку 13,56 кН, постоянной скорости 50 км/ч на 25 км тормозного пути, %, не более

20

8 Массовый износ, г, не более, при силе нажатия на натурную колодку

10 кН

100,0

-

20 кН

200,0

200,0

30 кН

-

400,0

13,56 кН

30,0

-

9 Коэффициент статического трения, не менее, при силе нажатия на натурную колодку

10 кН

0,30

0,30

0,30

20 кН

-

0,25

0,25

25 кН

0,25

-

-

30 кН

-

-

0,20

40 кН

0,20

-

-

10 Огнестойкость

Колодки не должны давать открытого пламени при остановочных торможениях и имитации торможения на спуске

11 Качество тормозных колодок и поверхности катания колес после проведения испытаний

11.1 Качество тормозных колодок после проведения стендовых испытаний

Не допускаются увеличение существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки

11.2 Поверхность катания колес после стендовых испытаний

Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 5

11.3 Качество тормозных колодок после проведения полигонных пробеговых испытаний

Не допускаются увеличение существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки

11.4 Поверхность катания колес после проведения полигонных пробеговых испытаний

Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 5

12 Износ тормозной колодки при полигонных пробеговых испытаниях, мм, не более

12.1 На пассажирском вагоне при пробеге не менее 3000 км

1

2

12.2 На грузовом вагоне:

а) при пробеге не менее 5000 км с осевой нагрузкой до 180 кН

1

б) при пробеге не менее 4000 км с осевой нагрузкой от 180 до 270 кН

1

12.3 На мотор-вагонном подвижном составе при пробеге не менее 3000 км

2

12.4 На локомотиве при пробеге не менее 4000 км

2

* Показатель вводится для тормозных колодок из новых материалов и конструкций.

** Показатель определяется только для тормозных колодок с сетчато-проволочным каркасом.



Таблица 3 - Требования к физико-механическим и фрикционным характеристикам металлокерамических тормозных колодок

Наименование показателя

Значение показателя

1 Твердость по Бринеллю НВ при условии:

10/250/30, не менее

10

2 Предел прочности при сжатии, МПа, не менее

15

3 Коэффициент трения

- при силе нажатия на натурную колодку 10 кН и скорости начала торможения:

50 км/ч

0,246-0,370

90 км/ч

0,224-0,336

120 км/ч

0,213-0,320

140 км/ч

0,208-0,312

160 км/ч

- при силе нажатия на натурную колодку 20 кН и скорости начала торможения:

0,203-0,305

50 км/ч

0,221-0,332

90 км/ч

0,201-0,302

120 км/ч

0,191-0,287

140 км/ч

0,187-0,280

160 км/ч

0,182-0,274

4 Отклонение коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих коэффициентов трения всухую, %, не более, со скоростями:

50 км/ч

15

90 км/ч

15

5 Изменение коэффициента трения (термостойкость) при силе нажатия на натурную колодку 13,56 кН, постоянной скорости 50 км/ч на 25 км тормозного пути, %, не более

20

6 Массовый износ, г, не более, при силе нажатия на натурную колодку

10 кН

400,0

20 кН

800,0

13,56 кН

60

7 Коэффициент статического трения тормозных колодок, не менее, при силе нажатия

10 кН

0,30

20 кН

0,25

30 кН

0,20

8 Огнестойкость

Колодки не должны давать открытого пламени при остановочных торможениях и имитации торможения на спуске

9 Качество тормозных колодок и поверхности катания колес после проведения испытаний

9.1 Качество тормозных колодок после проведения стендовых испытаний

Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки

9.2 Поверхность катания колес при стендовых испытаниях

Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 6

9.3 Качество тормозных колодок после проведения полигонных пробеговых испытаний

Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки

9.4 Поверхность катания колес после проведения полигонных пробеговых испытаний

Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 6

10 Износ тормозной колодки при полигонных пробеговых испытаниях, мм, не более

10.1 На вагоне при пробеге не менее 5000 км с осевой нагрузкой от 180 до 270 кН

1

10.2 На локомотиве при пробеге не менее 4000 км
 245 кН

1



Таблица 4 - Требования к фрикционным характеристикам тормозных колодок, предназначенных для тормозных блоков

Наименование показателя

Значение показателя

1 Коэффициент трения

- при силе нажатия на натурную колодку 10 кН и скорости начала торможения:

50 км/ч

0,270-0,501

90 км/ч

0,263-0,488

120 км/ч

0,258-0,478

140 км/ч

- при силе нажатия на натурную колодку 20 кН и скорости начала торможения:

0,253-0,471

50 км/ч

0,240-0,446

90 км/ч

0,210-0,390

140 км/ч

- при силе нажатия на натурную колодку 30 кН и скорости начала торможения:

0,176-0,328

50 км/ч

0,165-0,248

90 км/ч

0,218-0,327

140 км/ч

- при силе нажатия на натурную колодку 45 кН и скорости начала торможения:

0,137-0,206

50 км/ч

0,167-0,250

90 км/ч

0,194-0,292

140 км/ч

0,185-0,278

2 Отклонение коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих коэффициентов трения всухую, %, не более, со скоростями:

50 км/ч

15

140 км/ч

15

3 Изменение коэффициента трения (термостойкость) при силе нажатия на натурную колодку 13,56 кН постоянной скорости 50 км/ч на 25 км тормозного пути, %, не более

20

4 Массовый износ, г, не более, при силе нажатия на натурную колодку

10 кН

150,0

20 кН

300,0

13,56 кН

40,0

5 Коэффициент статического трения тормозных колодок, не менее, при силе нажатия

10 кН

0,30

20 кН

0,25

45 кН

0,20

6 Огнестойкость

Колодки не должны давать открытого пламени при остановочных торможениях и имитации торможения на спуске

7 Качество тормозных колодок и поверхности катания колес после проведения испытаний

7.1 Качество тормозных колодок после проведения стендовых испытаний

Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки

7.2 Поверхность катания колес при стендовых испытаниях

Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 7

7.3 Качество тормозных колодок после проведения полигонных пробеговых испытаний

Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки

7.4 Поверхность катания колес после проведения полигонных пробеговых испытаний

Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 7

8 Износ тормозной колодки при полигонных пробеговых испытаниях, мм, не более

На локомотиве при пробеге не менее 4000 км от 245 кН

7



Таблица 5 - Значение браковочного размера дефектов поверхности катания колес при стендовых испытаниях и после проведения полигонных пробеговых испытаний композиционных тормозных колодок

Наименование дефекта

Значение браковочного размера дефектов для различных типов подвижного состава

Грузовой вагон

Моторвагонный подвижной состав

Пассажирский вагон

Локомотивы

Мотор-
ный вагон

При-
цепной вагон

Колодка с высоким коэффи-
циентом трения

Колодка с низким коэффи-
циентом трения

Колодка с высоким коэффи-
циентом трения

Колодка с низким коэффи-
циентом трения

1 Ползун (выбоина) на поверхности катания, мм, не более

1,0

0,5

0,5

1,0

2 Выщербина, раковина или вмятина, мм, не более

- глубиной

10,0

3,0

10,0

3,0

- длиной

50,0

10,0

25,0

25,0

10,0

3 Выщербина, вмятина на вершине гребня, мм, не более

- глубиной

3,0

- длиной

4,0

4 Трещины

4.1 В выщербинах

Не допускаются

4.2 На рабочих поверхностях бандажа

Не допускаются

Не допускаются

5 Кольцевые выработки на поверхности катания, мм, не более

5.1 У основания гребня:




- глубиной

1,0

1,0

1,0

1,0

- шириной

15,0

15,0

15,0

15,0

5.2 На конусности 1:3,5

- глубиной

2,0

2,0

- шириной

5.3 На остальных поверхностях:

15,0

15,0

- глубиной

2,0

2,0

- шириной

15,0

15,0

6 Выщербины на колесных парах пассажирских вагонов при скорости 140 км/ч и более

Не допускаются

7 Навар (смещение металла) на поверхности катания, мм, не более

1,0

0,5

0,5

0,5



Таблица 6 - Значение браковочного размера дефектов поверхности катания колес при стендовых испытаниях и после проведения полигонных испытаний металлокерамических тормозных колодок

Наименование дефекта

Значение браковочного размера дефектов для различных типов подвижного состава

Грузовой вагон

Локомотивы

Колодка с высоким коэффициентом трения

Колодка с низким коэффициентом трения

1 Ползун (выбоина) на поверхности катания, мм, не более

1,0

1,0

2 Выщербина, раковина или вмятина, мм, не более:

- глубиной

10,0

3,0

- длиной

50,0

10,0

3 Выщербина, вмятина на вершине гребня, мм, не более:

- глубиной

3,0

- длиной

4,0

4 Трещины

4.1 В выщербинах

не допускаются

4.2 На рабочих поверхностях бандажа

не допускаются

5 Кольцевые выработки на поверхности катания, мм, не более

5.1 У основания гребня:

- глубиной

1,0

1,0

- шириной

5.2 На конусности 1:3,5:

15,0

15,0

- глубиной

2,0

- шириной

5.3 На остальных поверхностях:

15,0

- глубиной

2,0

- шириной

15,0



Таблица 7 - Значение браковочного размера дефектов поверхности катания колес при стендовых испытаниях и после проведения полигонных пробеговых испытаний тормозных колодок, предназначенных для тормозных блоков

Наименование дефекта

Значение браковочного размера дефектов

Локомотивы

Колодка с высоким коэффициентом трения

Колодка с низким коэффициентом трения

1 Ползун (выбоина) на поверхности катания, мм, не более

1,0

2 Выщербина, раковина или вмятина, мм, не более:

- глубиной

3,0

- длиной

10,0

3 Выщербина, вмятина на вершине гребня, мм, не более:

- глубиной

3,0

- длиной

4,0

4 Трещины на рабочих поверхностях бандажа

4.1 Кольцевые выработки на поверхности катания, мм, не более

4.2 У основания гребня:

Не допускаются

- глубиной

1,0

- шириной

4.3 На конусности 1:3,5:

15,0

- глубиной

2,0

- шириной

15,0

5 Навар (смещение металла) на поверхности катания, мм, не более

0,5

5.3 Тормозные колодки не должны иметь вздутий, трещин, сколов, недопрессовок, посторонних включений.

5.4 Допускаемые отклонения по внешнему виду тормозных колодок, не влияющие на их эксплуатационные свойства, приведены в таблице 8.


Таблица 8 - Допускаемые отклонения дефектов внешнего вида тормозных колодок