5.1 Тормозные колодки должны изготавливаться в соответствии с настоящим стандартом.
5.2 Требования к физико-механическим и фрикционным характеристикам тормозных колодок приведены в таблицах 2-4.
Таблица 2 - Требования к физико-механическим и фрикционным характеристикам композиционных тормозных колодок
Наименование показателя | Значение показателя для различных типов подвижного состава | |||||
Грузовой вагон | Мотор- | Пассажирский вагон | Локомотивы | |||
Колодка с высоким коэффи- | Колодка с низким коэффи- | Колодка с высоким коэффи- | Колодка с низким коэффи- | |||
1 Твердость по Бринеллю НВ при условии*: | ||||||
16/187,5/30 | 1,2-3,0 | 2,0-8,0 | - | |||
10/250/30 | - | 10-35 | ||||
2 Предел прочности при сжатии, МПа, не менее | 15,0 | - | ||||
3 Коэффициент трения лабораторного образца композиционного материала тормозной колодки в паре с колесной сталью (сталь марки 2) | 0,34-0,65 | 0,35-0,50 | 0,30-0,60 | |||
4 Морозостойкость композиционных тормозных колодок при температуре от минус 60°С до минус 58°С и определении способом изгиба** | Образцы-пластины не должны разрушаться | - | ||||
5 Коэффициент трения | ||||||
50 км/ч | 0,246-0,370 | 0,246-0,370 | 0,125-0,257 | 0,246-0,370 | - | |
90 км/ч | 0,224-0,336 | 0,224-0,336 | 0,103-0,229 | 0,224-0,336 | - | |
120 км/ч | 0,213-0,320 | - | - | 0,213-0,320 | - | |
140 км/ч | 0,208-0,312 | 0,208-0,312 | 0,096-0,224 | 0,208-0,312 | - | |
160 км/ч | - | 0,203-0,305 | 0,100-0,232 | - | - | |
- при силе нажатия на натурную колодку 20 кН и скорости начала торможения: | ||||||
50 км/ч | 0,221-0,332 | 0,221-0,332 | 0,144-0,268 | 0,221-0,332 | 0,104-0,183 | |
90 км/ч | 0,201-0,302 | 0,201-0,302 | 0,090-0,225 | 0,201-0,302 | 0,084-0,168 | |
120 км/ч | 0,191-0,287 | - | - | 0,191-0,287 | 0,076-0,153 | |
140 км/ч | 0,187-0,280 | 0,187-0,280 | 0,082-0,233 | 0,187-0,280 | 0,073-0,146 | |
160 км/ч | - | 0,182-0,274 | 0,060-0,195 | - | - | |
- при силе нажатия на натурную колодку 30 кН и скорости начала торможения: | ||||||
50 км/ч | - | 0,090-0,168 | ||||
90 км/ч | 0,072-0,144 | |||||
120 км/ч | 0,066-0,140 | |||||
140 км/ч | 0,062-0,133 | |||||
6 Отклонение коэффициентов трения при испытаниях со скоростями 50 км/ч и 90 км/ч с подачей воды от соответствующих коэффициентов трения всухую, %, не более* | 15 | |||||
7 Изменение коэффициента трения (термостойкость) при силе нажатия на натурную колодку 13,56 кН, постоянной скорости 50 км/ч на 25 км тормозного пути, %, не более | 20 | |||||
8 Массовый износ, г, не более, при силе нажатия на натурную колодку | ||||||
10 кН | 100,0 | - | ||||
20 кН | 200,0 | 200,0 | ||||
30 кН | - | 400,0 | ||||
13,56 кН | 30,0 | - | ||||
9 Коэффициент статического трения, не менее, при силе нажатия на натурную колодку | ||||||
10 кН | 0,30 | 0,30 | 0,30 | |||
20 кН | - | 0,25 | 0,25 | |||
25 кН | 0,25 | - | - | |||
30 кН | - | - | 0,20 | |||
40 кН | 0,20 | - | - | |||
10 Огнестойкость | Колодки не должны давать открытого пламени при остановочных торможениях и имитации торможения на спуске | |||||
11 Качество тормозных колодок и поверхности катания колес после проведения испытаний | ||||||
11.1 Качество тормозных колодок после проведения стендовых испытаний | Не допускаются увеличение существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки | |||||
11.2 Поверхность катания колес после стендовых испытаний | Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 5 | |||||
11.3 Качество тормозных колодок после проведения полигонных пробеговых испытаний | Не допускаются увеличение существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки | |||||
11.4 Поверхность катания колес после проведения полигонных пробеговых испытаний | Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 5 | |||||
12 Износ тормозной колодки при полигонных пробеговых испытаниях, мм, не более | ||||||
12.1 На пассажирском вагоне при пробеге не менее 3000 км | 1 | 2 | ||||
12.2 На грузовом вагоне: | ||||||
а) при пробеге не менее 5000 км с осевой нагрузкой до 180 кН | 1 | |||||
б) при пробеге не менее 4000 км с осевой нагрузкой от 180 до 270 кН | 1 | |||||
12.3 На мотор-вагонном подвижном составе при пробеге не менее 3000 км | 2 | |||||
12.4 На локомотиве при пробеге не менее 4000 км | 2 | |||||
* Показатель вводится для тормозных колодок из новых материалов и конструкций. |
Таблица 3 - Требования к физико-механическим и фрикционным характеристикам металлокерамических тормозных колодок
Наименование показателя | Значение показателя |
1 Твердость по Бринеллю НВ при условии: | |
10/250/30, не менее | 10 |
2 Предел прочности при сжатии, МПа, не менее | 15 |
3 Коэффициент трения | |
50 км/ч | 0,246-0,370 |
90 км/ч | 0,224-0,336 |
120 км/ч | 0,213-0,320 |
140 км/ч | 0,208-0,312 |
160 км/ч | 0,203-0,305 |
50 км/ч | 0,221-0,332 |
90 км/ч | 0,201-0,302 |
120 км/ч | 0,191-0,287 |
140 км/ч | 0,187-0,280 |
160 км/ч | 0,182-0,274 |
4 Отклонение коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих коэффициентов трения всухую, %, не более, со скоростями: | |
50 км/ч | 15 |
90 км/ч | 15 |
5 Изменение коэффициента трения (термостойкость) при силе нажатия на натурную колодку 13,56 кН, постоянной скорости 50 км/ч на 25 км тормозного пути, %, не более | 20 |
6 Массовый износ, г, не более, при силе нажатия на натурную колодку | |
10 кН | 400,0 |
20 кН | 800,0 |
13,56 кН | 60 |
7 Коэффициент статического трения тормозных колодок, не менее, при силе нажатия | |
10 кН | 0,30 |
20 кН | 0,25 |
30 кН | 0,20 |
8 Огнестойкость | Колодки не должны давать открытого пламени при остановочных торможениях и имитации торможения на спуске |
9 Качество тормозных колодок и поверхности катания колес после проведения испытаний | |
9.1 Качество тормозных колодок после проведения стендовых испытаний | Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки |
9.2 Поверхность катания колес при стендовых испытаниях | Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 6 |
9.3 Качество тормозных колодок после проведения полигонных пробеговых испытаний | Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки |
9.4 Поверхность катания колес после проведения полигонных пробеговых испытаний | Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 6 |
10 Износ тормозной колодки при полигонных пробеговых испытаниях, мм, не более | |
10.1 На вагоне при пробеге не менее 5000 км с осевой нагрузкой от 180 до 270 кН | 1 |
10.2 На локомотиве при пробеге не менее 4000 км | 1 |
Таблица 4 - Требования к фрикционным характеристикам тормозных колодок, предназначенных для тормозных блоков
Наименование показателя | Значение показателя |
1 Коэффициент трения | |
50 км/ч | 0,270-0,501 |
90 км/ч | 0,263-0,488 |
120 км/ч | 0,258-0,478 |
140 км/ч | 0,253-0,471 |
50 км/ч | 0,240-0,446 |
90 км/ч | 0,210-0,390 |
140 км/ч | 0,176-0,328 |
50 км/ч | 0,165-0,248 |
90 км/ч | 0,218-0,327 |
140 км/ч | 0,137-0,206 |
50 км/ч | 0,167-0,250 |
90 км/ч | 0,194-0,292 |
140 км/ч | 0,185-0,278 |
2 Отклонение коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих коэффициентов трения всухую, %, не более, со скоростями: | |
50 км/ч | 15 |
140 км/ч | 15 |
3 Изменение коэффициента трения (термостойкость) при силе нажатия на натурную колодку 13,56 кН постоянной скорости 50 км/ч на 25 км тормозного пути, %, не более | 20 |
4 Массовый износ, г, не более, при силе нажатия на натурную колодку | |
10 кН | 150,0 |
20 кН | 300,0 |
13,56 кН | 40,0 |
5 Коэффициент статического трения тормозных колодок, не менее, при силе нажатия | |
10 кН | 0,30 |
20 кН | 0,25 |
45 кН | 0,20 |
6 Огнестойкость | Колодки не должны давать открытого пламени при остановочных торможениях и имитации торможения на спуске |
7 Качество тормозных колодок и поверхности катания колес после проведения испытаний | |
7.1 Качество тормозных колодок после проведения стендовых испытаний | Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки |
7.2 Поверхность катания колес при стендовых испытаниях | Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 7 |
7.3 Качество тормозных колодок после проведения полигонных пробеговых испытаний | Не допускаются развитие существующих сквозных трещин и появление новых сквозных поперечных трещин с изломом тормозной колодки |
7.4 Поверхность катания колес после проведения полигонных пробеговых испытаний | Отсутствие дефектов браковочного размера по таблице 7 |
8 Износ тормозной колодки при полигонных пробеговых испытаниях, мм, не более | |
На локомотиве при пробеге не менее 4000 км от 245 кН | 7 |
Таблица 5 - Значение браковочного размера дефектов поверхности катания колес при стендовых испытаниях и после проведения полигонных пробеговых испытаний композиционных тормозных колодок
Наименование дефекта | Значение браковочного размера дефектов для различных типов подвижного состава | ||||||
Грузовой вагон | Моторвагонный подвижной состав | Пассажирский вагон | Локомотивы | ||||
Мотор- | При- | Колодка с высоким коэффи- | Колодка с низким коэффи- | Колодка с высоким коэффи- | Колодка с низким коэффи- | ||
1 Ползун (выбоина) на поверхности катания, мм, не более | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | |||
2 Выщербина, раковина или вмятина, мм, не более | |||||||
- глубиной | 10,0 | 3,0 | 10,0 | 3,0 | |||
- длиной | 50,0 | 10,0 | 25,0 | 25,0 | 10,0 | ||
3 Выщербина, вмятина на вершине гребня, мм, не более | |||||||
- глубиной | 3,0 | ||||||
- длиной | 4,0 | ||||||
4 Трещины | |||||||
4.1 В выщербинах | Не допускаются | ||||||
4.2 На рабочих поверхностях бандажа | Не допускаются | Не допускаются | |||||
5 Кольцевые выработки на поверхности катания, мм, не более | |||||||
5.1 У основания гребня: | |||||||
- глубиной | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||
- шириной | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | |||
5.2 На конусности 1:3,5 | |||||||
- глубиной | 2,0 | 2,0 | |||||
- шириной | 15,0 | 15,0 | |||||
- глубиной | 2,0 | 2,0 | |||||
- шириной | 15,0 | 15,0 | |||||
6 Выщербины на колесных парах пассажирских вагонов при скорости 140 км/ч и более | Не допускаются | ||||||
7 Навар (смещение металла) на поверхности катания, мм, не более | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Таблица 6 - Значение браковочного размера дефектов поверхности катания колес при стендовых испытаниях и после проведения полигонных испытаний металлокерамических тормозных колодок
Наименование дефекта | Значение браковочного размера дефектов для различных типов подвижного состава | ||
Грузовой вагон | Локомотивы | ||
Колодка с высоким коэффициентом трения | Колодка с низким коэффициентом трения | ||
1 Ползун (выбоина) на поверхности катания, мм, не более | 1,0 | 1,0 | |
2 Выщербина, раковина или вмятина, мм, не более: | |||
- глубиной | 10,0 | 3,0 | |
- длиной | 50,0 | 10,0 | |
3 Выщербина, вмятина на вершине гребня, мм, не более: | |||
- глубиной | 3,0 | ||
- длиной | 4,0 | ||
4 Трещины | |||
4.1 В выщербинах | не допускаются | ||
4.2 На рабочих поверхностях бандажа | не допускаются | ||
5 Кольцевые выработки на поверхности катания, мм, не более | |||
- глубиной | 1,0 | 1,0 | |
- шириной | 15,0 | 15,0 | |
- глубиной | 2,0 | ||
- шириной | 15,0 | ||
- глубиной | 2,0 | ||
- шириной | 15,0 |
Таблица 7 - Значение браковочного размера дефектов поверхности катания колес при стендовых испытаниях и после проведения полигонных пробеговых испытаний тормозных колодок, предназначенных для тормозных блоков
Наименование дефекта | Значение браковочного размера дефектов | |
Локомотивы | ||
Колодка с высоким коэффициентом трения | Колодка с низким коэффициентом трения | |
1 Ползун (выбоина) на поверхности катания, мм, не более | 1,0 | |
2 Выщербина, раковина или вмятина, мм, не более: | ||
- глубиной | 3,0 | |
- длиной | 10,0 | |
3 Выщербина, вмятина на вершине гребня, мм, не более: | ||
- глубиной | 3,0 | |
- длиной | 4,0 | |
4 Трещины на рабочих поверхностях бандажа | Не допускаются | |
- глубиной | 1,0 | |
- шириной | 15,0 | |
- глубиной | 2,0 | |
- шириной | 15,0 | |
5 Навар (смещение металла) на поверхности катания, мм, не более | 0,5 |
5.3 Тормозные колодки не должны иметь вздутий, трещин, сколов, недопрессовок, посторонних включений.
5.4 Допускаемые отклонения по внешнему виду тормозных колодок, не влияющие на их эксплуатационные свойства, приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Допускаемые отклонения дефектов внешнего вида тормозных колодок