Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33468-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства


Рисунок 3 - Тестовое оборудование для имитации внешнего акустического шума

6.3 Расположение громкоговорящего УСВ в салоне транспортного средства

6.3.1 УСВ, установленные в конфигурации штатного оборудования производителями транспортного средства, испытываются в поступившем оригинальном виде с уже установленными микрофонами и динамиками.

6.3.2 УСВ, устанавливаемые в качестве дополнительного оборудования, должны быть установлены и настроены в салоне ТС согласно требованиям производителя УСВ. Расположение микрофона (либо микрофонной решетки) и громкоговорителя должно быть четко оговорено производителем УСВ. Если эти рекомендации отсутствуют, испытательная лаборатория определяет расположение составных частей УСВ самостоятельно. Как правило, микрофон располагают на зеркале заднего вида или солнцезащитном козырьке, а громкоговоритель - в углублении для ног бокового пассажира.

6.3.3 При проведении испытаний место размещения микрофона и динамика должно быть отражено в протоколе и документировано в виде фотографии в электронном виде.

6.3.4 Основное место размещения манекена HATS, соответствующего требованиям [3] - кресло водителя ТС.

Расположение манекена должно соответствовать средним показателям расположения водителя - мужчины 50-перцентильного уровня репрезентативности.

Если производитель ТС или производитель УСВ не приводят четких требований относительно расстояния между точкой MRP манекена HATS и микрофоном УСВ, расстояние между точками MRP и микрофоном определяется испытательной лабораторией самостоятельно.

6.3.5 При проведении испытаний место размещения манекена, особенно место размещения головы, должно быть измерено относительно потолка, стен, подушек безопасности и т.д. транспортного средства, подробно отражено в протоколе испытаний и задокументировано в виде фотографии в электронном виде. Рекомендуется нанести разметку непосредственно в салоне ТС и на манекене HATS с целью обеспечения повторяемости условий эксперимента в любое время после проведенных испытаний.

6.3.6 Различные положения искусственной головы манекена могут существенно влиять на результаты испытаний, особенно на качество речи на передачу в условиях акустического шума. Поэтому рекомендуется проводить испытания также для максимально возможного для водителя расстояния между точками MRP и микрофоном, когда отношение сигнал/шум речевого сигнала на передачу будет минимально.

6.4 Требования к устройству "искусственный рот"

6.4.1 Искусственный рот, расположенный в искусственной голове манекена HATS, должен удовлетворять требованиям [3] и [5], а его передаточная функция (АЧХ) в условиях свободного звукового поля должна быть выровнена в точке MRP при УЗД для речевых сигналов на передачу, равном минус 4,7 дБПа (89,3 дБ SPL) согласно требованиям [6], затем уровень дополнительно повышается на 3 дБ до минус 1,7 дБПа с учетом "эффекта громкой связи".

6.4.2 Для манекена HATS в условиях свободного звукового поля в точке HFRP должен быть установлен средний УЗД для речевых сигналов на передачу, равный минус 25,7 дБПа, путем коррекции УЗД в точке MRP. Точка калибровки HFRP в свободном звуковом поле (в заглушенной измерительной камере) выбирается на расстоянии 50 см от кольца "губ" в направлении, совпадающем с направлением на микрофон УСВ, установленного в ТС. Для идеального HATS и если точка HFRP лежит на оси излучения искусственного рта, УЗД в точке HFRP минус 25,7 дБПа будет соответствовать УЗД в точке MRP равному минус 1,7 дБПа. Для реального HATS или если направление на HFRP лежит под углом к оси излучения искусственного рта, значение УЗД в точке MRP после калибровки будет отличаться от минус 1,7 дБПа. Данное скорректированное в условиях свободного звукового поля значение УЗД в точке MRP будет соответствовать определенному уровню электрических (цифровых) сигналов на входе усилителя "искусственного рта", который запоминается и в дальнейшем используется для выставления номинального уровня "минус 1,7 дБПа в точке MRP" при испытаниях, проводимых в салоне ТС, где прямые измерения реального УЗД в точках MRP и HFRP не могут быть произведены из-за геометрии кузова, наличия отражений и стоячих акустических волн.

Процедуры использования манекена HATS для испытаний громкоговорящих устройств, включая процедуры выравнивания и калибровки его характеристик, изложены в [7].

6.4.3 Акустический уровень речевых сигналов на передачу со средним уровнем, равным минус 25,7 дБПа (62,3 дБ SPL) в точке HFRP, является основным для проведения большинства испытаний и соответствует "обычной" громкости голоса человека при беседе на расстоянии 0,5-1 м с учетом повышения уровня на 3 дБ из-за "эффекта громкой связи" [6].

6.4.4 При испытании в шумах с уровнем более 50 дБ(А) выходной уровень речевых сигналов должен быть повышен на 3 дБ для каждых 10 дБ прироста уровня шума, усредненного за длительное время. Это отражает эффект, когда человек в условиях окружающего шума повышает громкость своего голоса. Зависимость выходного уровня речевых сигналов к приросту уровня шума выражается, как:

                                  (1)

     
где - приращение выходного уровня речи, дБ;

N - уровень шума, измеренного вблизи головы водителя и усредненного за длительное время, дБ(А).

Например, если измеренный уровень шума в салоне ТС равен 70 дБ(A), то приращение выходного уровня искусственного рта должно быть 6 дБ. Максимальное приращение составляет 8 дБ.

Данная коррекция уровня ближней речи используется только при проведении испытаний в шумах.

Дополнительно необходимо принять во внимание увеличение уровня речевых сигналов в направлении передачи на 3 дБ за счет "эффекта громкой связи" [6].

6.5 Требования к устройству "искусственное ухо"

6.5.1 При испытании УСВ возможно использование сигналов обоих или одного искусственного уха в голове манекена HATS. Одно ухо может быть использовано по согласованию с изготовителем УСВ и должно быть расположено со стороны размещения основного динамика УСВ.

6.5.2 Передаточная характеристика искусственного уха должна быть выровнена в условиях свободного звукового поля в соответствии с [7].

6.6 Исключение влияния системы подвижной связи

6.6.1 Измерения параметров УСВ могут быть подвержены негативному влиянию со стороны дополнительной обработки тестовых сигналов, происходящих при их прохождении по каналам связи (различные речевые кодеки, детекторы речевой активности, генерация комфортного шума паузы и т.д.), которые зависят от системы подвижной связи и настроек системного симулятора, используемого для испытания.