Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ Р 57362-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

УСТРОЙСТВА ПРОТИВОТАРАННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ

Классификация. Термины и определения

     
Managed anti-ram devices. Classification. Terms and definitions



ОКС 13.310

         13.340

Дата введения 2017-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Производственный комплекс "Атлант" (ЗАО "ПК "Атлант")

1 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 391 "Средства физической защиты и материалы для их изготовления"

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 декабря 2016 г. N 2041-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые противотаранные управляемые устройства (далее - УПТУ), предназначенные для защиты жизни и здоровья людей и защиты охраняемых объектов путем создания физического препятствия несанкционированному продвижению транспортных средств на охраняемую территорию и (или) их принудительной остановки.

Настоящий стандарт не распространяется на УПТУ, предназначенные для создания физического препятствия несанкционированному продвижению специальных транспортных средств и военной техники.

     2 Классификация

2.1 Устройства управляемые противотаранные классифицируют по:

- конструктивному исполнению;

- степени устойчивости к таранному удару;

- типу исполнительных устройств;

- месту расположения;

- режиму работы.

2.2 По конструктивному исполнению устройства противотаранные управляемые подразделяют на:

- перемещаемые в вертикальной и горизонтальной плоскостях (например: шлагбаумы, балки поднимающиеся, поворотные и выдвижные);

- выдвижные в вертикальной плоскости (например: столбы, колонны);

- выдвижные и поворотные в вертикальной плоскости (например, платформы типа "поднимающееся дорожное полотно");

- системы натяжные трособлочные;

- ворота распашные, выдвижные и откатные, в том числе и выполняющие функции устройств противотаранных управляемых.

2.3 По степени устойчивости к таранному удару устройства противотаранные управляемые подразделяют на:

- пониженную;

- нормальную;

- повышенную;

- высокую.

2.4 По типу исполнительных устройств устройства противотаранные управляемые подразделяют на:

- ручные;

- электромеханические;

- электромагнитные;

- гидравлические;

- пневматические.

2.5 По месту расположения (установки) устройства противотаранные управляемые подразделяют на:

- установленные на въезде (выезде) транспортных средств на охраняемую территорию (контролируемый участок);

- установленные на контролируемых особо опасных участках дорог.

2.6 По режиму работы устройства противотаранные управляемые подразделяют на:

- постоянно находящиеся в нейтральном положении;

- постоянно находящиеся в рабочем положении.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный режим работы устройства противотаранного управляемого: Режим функционирования, при котором приведение УПТУ в рабочее положение из нейтрального и в нейтральное положение из рабочего осуществляется за время, отличающееся от времени, заданного в нормативной документации.

3.2 зона установки устройства противотаранного управляемого: Часть пространства перед охраняемым объектом (участком дороги), на котором установлено УПТУ.

3.3 рабочее положение устройства противотаранного управляемого: Состояние преграждающей конструкции УПТУ, при котором несанкционированный проезд транспортных средств через зону установки УПТУ невозможен.

3.4 испытание устройства противотаранного управляемого: Экспериментальное определение заданных свойств УПТУ по его преодолению транспортным средством с заявленными характеристиками (например, масса, скорость, клиренс и т.д.).

3.5 нейтральное положение устройства противотаранного управляемого: Состояние преграждающей конструкции, при котором возможен санкционированный проезд транспортных средств через охраняемую территорию (участок дороги).

3.6 конструкция преграждающая; КП: Элемент или совокупность элементов конструкции УПТУ, препятствующая проникновению транспортного средства на охраняемую территорию и обеспечивающая его задержание или принудительную остановку.

3.7 комплекс противотаранный; КПТ: Совокупность совместно действующих УПТУ и других средств задержания или принудительной остановки транспортного средства перед зоной установки УПТУ.

3.8 глубина проникновения транспортного средства после таранного удара: Расстояние между наиболее удаленной точкой транспортного средства, находящегося в охраняемой зоне после таранного удара, и линией соприкосновения транспортного средства с УПТУ.

3.9 система контроля и управления устройства противотаранного управляемого; СКУ: Совокупность устройств контроля, управления и автоматики для обеспечения сбора и обработки информации о состоянии составных функциональных частей УПТУ, передачи и отображения информации на пункт(ы) управления, выдачи управляющих сигналов на исполнительные устройства.

3.10 статическая нагрузка: Нагрузка на преграждающую конструкцию УПТУ, находящегося в нейтральном положении, не изменяемая в течение установленного времени, при случайном контакте с транспортным средством заданной массы в горизонтальной плоскости.

3.11 стационарная часть: Неподвижная опорная несущая конструкция (основание), служащая для установки преграждающей конструкции с механизмом привода, элементов системы управления и других исполнительных устройств, обеспечивающих функционирование УПТУ.

3.12 степень устойчивости устройства противотаранного управляемого: Численное значение способности конструкции УПТУ противостоять разрушающим воздействиям таранных ударов от движущихся транспортных средств, выраженное в единицах измерения энергии ударного воздействия.

3.13 стойкость устройства противотаранного управляемого к таранному удару: Способность конструкции УПТУ сохранять работоспособность после воздействия таранного удара.

3.14 таранный удар (таран): Ударное воздействие движущегося транспортного средства, направленное на преодоление управляемого противотаранного устройства и действующее в горизонтальной плоскости.

3.15

транспортное средство (ТС): Автомототранспортные средства и колесная самоходная техника других видов.

[ГОСТ Р 51980-2002, статья 2.1]*

______________

* Действует ГОСТ 33990-2016.     

3.16 ударная нагрузка: Динамическая нагрузка, создаваемая на преграждающую конструкцию УПТУ таранным ударом.

3.17 устройство противотаранное управляемое; УПТУ: Инженерно-техническая конструкция, препятствующая проникновению транспортного средства на охраняемую территорию и обеспечивающая его задержание и (или) принудительную остановку в зоне установки УПТУ, оборудованная исполнительными устройствами для управления ее состоянием.

3.18 устройство исполнительное устройства противотаранного управляемого; УУ: Комплекс инженерно-технических конструкций и средств автоматики, обеспечивающий переход УПТУ из рабочего положения в нейтральное и из нейтрального положения в рабочее.

3.19 устойчивость устройства противотаранного управляемого к таранному удару: Способность конструкции УПТУ противостоять разрушающим воздействиям таранных ударов от движущихся транспортных средств.

3.20 полоса разделительная физическая; ПРФ: Элемент дороги для разделения смежных проезжих частей (полос), выделенный конструктивно с помощью возвышающихся над дорожным полотном ограждений.

3.21 допустимая зона разлета: Часть охраняемого объекта, на которую возможно проникновение фрагментов транспортного средства или его груза после разрушения транспортного средства в результате таранного удара.

УДК 681.2-78:006.354

ОКС 13.310

          

13.340

Ключевые слова: устройство противотаранное управляемое, преграждающая конструкция, таранный удар, транспортное средство




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальное издание

М.: Стандартинформ, 2019