БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     
ГОСТ Р 57325-2016/
ISO/IEC Guide 17:2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ


Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий


Knowledge management. Guide for writing standards taking into account the needs of micro, small and medium-sized enterprises

ОКС 01.120

Дата введения 2017-06-01

     

 Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский языканглоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1954-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC Guide 17:2016* "Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий" (ISO/IEC Guide 17:2016 "Guide for writing standards taking into account the needs of micro, small and medium-sized enterprises", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     


Введение

Очень важно, чтобы в процессе разработки как национальных, так и международных стандартов максимально учитывались потребности микро-, малых и средних предприятий (далее - ММСП), и чтобы стандарты, нацеленные на крупномасштабное или массовое производство, не являлись слишком затратными или сложными для внедрения в рамках ММСП.

Микро-, малые и средние предприятия извлекают из стандартов выгоду, однако их позиции на рынке могут быть значительно ослаблены из-за зависимости от более крупных конкурентов, поставщиков или заказчиков, либо в связи с вынужденной адаптацией к существующему положению на рынке.

Микро-, малые и средние предприятия присутствуют в большинстве секторов экономики. Как и другим пользователям стандартов, ММСП выгодна техническая экспертиза стандартов, в разработке которых они могут и не участвовать. Тем не менее, малые размеры предприятий иногда являются более предпочтительными и позволяют извлечь пользу, поскольку они могут быстрее адаптироваться, иметь более гибкую структуру и меньшие накладные расходы.

Более того, если в стандартах (в т.ч. на системы менеджмента) будут закладываться требования к ММСП и учитываться их потребности, то все участники процесса стандартизации получат существенную выгоду.

Целью настоящего стандарта является повышение осведомленности по тем проблемам, которые могут быть важными для ММСП. С учетом их потребностей область применения стандартов может быть существенно расширена, а сами предприятия смогут их применять с большей пользой для себя.

Настоящий стандарт содержит рекомендации для разработчиков стандартов (в т.ч. на системы менеджмента) по учету потребностей ММСП, акцентируя внимание на проблемах, которые необходимо рассматривать в процессе разработки стандартов ИСО и МЭК.

     1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации для разработчиков стандартов (в т.ч. на системы менеджмента) по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий (ММСП), чтобы избежать их ухода с рынка и нарушения добросовестной конкуренции.

Настоящий стандарт может применяться всеми заинтересованными сторонами, участвующими в стандартизации, т.е. разработчиками стандартов в рабочих группах, технических комитетах, проектных комитетах или подкомитетах, а также членами аналогичных национальных комитетов. Совсем необязательно, чтобы все принципы, изложенные в настоящем стандарте, применялись ко всем разрабатываемым стандартам. Более того, многие специфичные отраслевые вопросы могут и не быть охвачены. Перечисленные выше сообщества стандартизаторов являются наилучшими площадками для возможности оценки того, как отразить конкретные пожелания и потребности ММСП в стандартах.

Настоящий стандарт содержит:

a) описание особенностей, которые необходимо учитывать в процессе разработки стандартов, наилучшим образом адаптированные к потребностям ММСП;

b) методики идентификации и оценки положений стандартов, которые могут иметь особое значение для ММСП;

c) описание механизмов снижения негативного воздействия на ММСП, возникающего из-за неправильно трактуемых положений стандартов;

d) руководящие указания по разработке стандартов (в т.ч. на системы менеджмента), учитывающие потребности ММСП;

e) контрольный перечень вопросов для оценки деятельности предприятия;

f) информацию в части воздействия положений новых стандартов (в т.ч. на системы менеджмента) на микропредприятия.

Примечание - В настоящем стандарте термин "стандарт" включает в себя всю информационную продукцию и услуги, предоставляемые ИСО/МЭК.

     2 Нормативные ссылки

Нормативные ссылки отсутствуют.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 микро-, малое и среднее предприятие; ММСП (micro, small and medium-sized enterprise; SME): Микро-, малые и средние предприятия в том виде, как они определены уполномоченным органом в пределах страны или региона, а также частные предприниматели.

Примечание - В настоящее время не существует универсального определения того, что можно считать ММСП. Приложение А содержит примеры определений из различных источников.

3.2 разработчик стандартов (standards writer): Лицо (лица), группа или организация, ответственные за разработку стандарта.

     4 Общие положения

Разработчики стандартов должны гарантировать, что стандарты понятны тем, для кого они в первую очередь предназначены с целью их адекватного применения. Контекст, в рамках которого пользователи стандартов применяют их в рамках своей организации, может различаться в зависимости от характера использования, отраслевой принадлежности или типа стандарта. Поэтому при разработке стандартов следует уделять внимание соответствующей терминологии и языку, которые понятны всем квалифицированным специалистам.

Микро-, малые и средние предприятия могут иметь схожие, а иногда и очень различные бизнес-модели из других потенциальных целевых групп стандартов. Учитывая тот факт, что ММСП присутствуют почти во всех секторах экономики, особое внимание уделяется учету их интересов и, в особенности, микропредприятиям, как потенциальным пользователям стандартов. Например, необходимо отметить, что консультанты, органы по сертификации, а также испытательные и исследовательские лаборатории могут испытывать различную степень заинтересованности, ожиданий или требований к предприятиям, занятым производством или распределением конкретных продуктов или услуг. Поэтому интересы каждого из этих участников требуют внимательного рассмотрения.

     5 Проблемы, которые необходимо учитывать в процессе разработки стандартов

     5.1 Общие положения

В 5.2-5.6 представлены аспекты стандартизации, которые особенно важны для ММСП. Они не являются исчерпывающими и могут быть дополнены более общими или конкретными принципами, относящимися к потребностям пользователей стандартов, как это изложено в других документах (например, в IFAN Guide 3).

Поскольку для ММСП (в особенности, для микропредприятий) может оказаться сложным вносить свой вклад непосредственно в процесс разработки стандартов, то в приоритетном порядке должны быть организованы консультации относительно потребностей и/или интересов ММСП посредством участия в ассоциациях и/или отраслевых подразделениях.

     5.2 Подготовка нового рабочего документа

5.2.1 Актуальность разработки нового документа для рынка

Проверка актуальности и значимости стандарта для ММСП.

Перед внесением предложения о проекте нового рабочего документа инициатор предложения должен оценить потребность в разработке стандарта. При этом необходимо своевременно проконсультироваться со всеми заинтересованными сторонами с тем, чтобы оценить их потребности или заинтересованность в предлагаемом стандарте.

Для внесения предложений о новом рабочем документе необходимо однозначно идентифицировать потребности рынка, одновременно учитывая их важность и последствия для ММСП (для ИСО см. формы 1 и 4; для МЭК см. формы NTC и NP). Также необходимо дать ссылку на Директивы ИСО/МЭК, часть 1, приложение С "Обоснование предложений по разработке стандартов". Для стандартов очень важно быть востребованными и актуальными для рынка, отражать потребности всех заинтересованных сторон, включая ММСП и приносить выгоду по возможности большинству предприятий, на которые будет распространяться предлагаемый к разработке документ.

5.2.2 Заинтересованные стороны

Проверка наличия специальных требований для ММСП.

При подготовке нового рабочего документа необходимо приложить максимальные усилия, чтобы идентифицировать все заинтересованные стороны, провести консультации, дать возможность ММСП или их представителям принять участие в работах по стандартизации.

Потребности всех целевых групп, включая ММСП, на которые будет оказывать влияние утвержденный стандарт, должны быть учтены в процессе его разработки и публичного обсуждения.

     5.3 Проблемы, которые необходимо учитывать при разработке стандартов

5.3.1 Обеспечение рентабельности применения стандартов для микро-, малых и средних предприятий

Учет стоимости инвестиций и затрат на обучение, необходимых для внедрения стандарта.

Затраты на внедрение стандарта должны быть проанализированы и учтены перед тем, как в стандарте будут определены соответствующие положения или требования. С учетом того факта, что ММСП имеют незначительное количество сотрудников, особое внимание следует уделить:

- последствиям внесения изменений в технологию;

- стоимости приобретения нового оборудования;

- стоимости обучения;

- стоимости проведения испытаний;

- стоимости подготовки отчетности;

- стоимости привлечения сторонних консультантов/экспертов;

- стоимости обеспечения соответствия тем техническим регламентам, которые имеют отношение к новому стандарту;

- конкретным областям компетенции ММСП.

Разработчики стандартов должны всегда учитывать могут ли быть выполнены требования стандартов без наложения непропорциональных и/или ненужных ограничений на ММСП. Стандарт не должен препятствовать как внедрению инноваций, так и продвижению новых продуктов, услуг или процессов.

Помимо этого особое внимание необходимо обратить на процессы, требующие меньшего объема производства или деятельности. Стандарты не должны противодействовать гибкости и универсальности, которыми часто характеризуются бизнес-модели ММСП.

5.3.2 Наличие необходимых компонентов

Проверка наличия необходимых компонентов.

Стандарты должны отражать самые последние достижения. Однако для рынка необходимо предусматривать все необходимые компоненты, чтобы соответствовать существующим требованиям, а именно, связанным с технологией, продукцией, испытательным оборудованием, испытательными лабораториями, правами на интеллектуальную собственность и т.д. Поэтому ситуацию, связанную со снабжением, необходимо постоянно отслеживать во время процесса пересмотра стандарта или разработки нового стандарта. Это поможет утвержденному стандарту закрепиться и занять определенную нишу на национальном рынке, что особенно важно для ММСП.

     5.4 Разработка содержания стандартов

5.4.1 Применение подхода на основе показателей деятельности

Повышение уровня понимания и использования стандарта путем добавления в него примеров и пояснений.

В соответствии с Директивами ИСО/МЭК, часть 2 (раздел 4.2) "требования, по возможности, должны быть выражены в терминах показателей деятельности/технических характеристик, а не в терминах проектных или описательных характеристик. Такой подход дает максимум свободы для технического развития. В стандарт должны быть преимущественно включены те технические характеристики, которые общепризнаны и используются во всем мире. Но в случае необходимости, в частности из-за различий в законодательстве, уровнях экономического развития, социальных условий, структуры торговли, а также из-за климатических особенностей и особенностей окружающей среды, могут быть указаны возможные варианты".

Подход на основе технических характеристик обеспечивает предприятиям гибкость и пространство для инновационной деятельности. Стандарты должны также обеспечивать возможности для появления основных ноу-хау. Однако подход к показателям деятельности иногда должен сопровождаться примерами и пояснениями, чтобы его могли легко понимать и внедрять ММСП.

Это может быть обеспечено за счет включения в стандарты текстов, иллюстраций, графиков или таблиц, в которых делается акцент на простые методы реализации.

Такая информация поможет упростить и увеличить масштабы использования стандартов ММСП, которые могут столкнуться со сложностями при переносе строгих требований к показателям деятельности в практическую плоскость.

5.4.2 Требования к разделу "Введение"

Включение в раздел "Введение" вспомогательной информации.