В настоящем стандарте различают два вида знаний:
- неявные знания, которые связаны с людьми - их трудно передавать и формализовывать; неявные знания постоянно присутствуют в сознании, поведении и восприятии каждого индивидуума. Включают в себя его навыки, опыт, представления, интуицию и взгляды (мнения);
- явные знания, которые можно формализовывать на различных уровнях (например, на речевом, письменном) и поэтому их можно передавать и сохранять на различных носителях; явные знания уже известны, т.е. это знания, которые уже сообщались и документировались, например в базе данных. Эти знания можно выражать словами или числами и распределять по документам, спецификациям, руководствам и т.п.
Пример - Настоящий стандарт является примером явных знаний. Если эксперт докладывает об этом документе в устной форме, то его сообщение допускает возможность интерпретации из-за выбора слов и интонаций, вытекающей из неявных знаний этого эксперта.
2.2.1 HANSE-модель
HANSE-модель показывает, до какой степени знания можно считать явными или неявными. Эта модель состоит из пяти компонентов:
- эвристика;
- артефакты;
- врожденные способности;
- навыки;
- опыт.
Очень трудно четко разделять явные и неявные знания (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Категории знаний в HANSE-модели
2.2.2 Пример требований к информации и знаниям
Работы по определению требований к информации и знаниям в организациях среднего размера (например, производственные предприятия и изготовители систем) должны выполняться следующим образом.
Данные, информация и знания ежедневно используются каждым сотрудником и каждым менеджером, поэтому для эффективного принятия решений на всех уровнях организации важно определить требования к ним.
Требования могут быть определены в рамках обсуждений (в протокольных решениях), касающихся основных задач, поставленных перед соответствующим сотрудником организации.
Анализ всех дискуссий направлен на определение требований, различающихся для сущностей данные - информация - знания и тесно связанных с контентом, начиная от знаний клиента и заканчивая знаниями о продукте.
За категорией "данные" закрепляются следующие "объекты":
- даты поставки;
- адресные данные клиентов;
- адресные данные поставщиков;
- объемы продукции.
Категория "информация" может содержать:
- техническую часть конкурсной документации;