Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57321.1-2016 Менеджмент знаний. Менеджмент знаний в области инжиниринга. Часть 1. Общие положения, принципы и понятия (Переиздание)

     2.2 Явные и неявные знания


В настоящем стандарте различают два вида знаний:

- неявные знания, которые связаны с людьми - их трудно передавать и формализовывать; неявные знания постоянно присутствуют в сознании, поведении и восприятии каждого индивидуума. Включают в себя его навыки, опыт, представления, интуицию и взгляды (мнения);

- явные знания, которые можно формализовывать на различных уровнях (например, на речевом, письменном) и поэтому их можно передавать и сохранять на различных носителях; явные знания уже известны, т.е. это знания, которые уже сообщались и документировались, например в базе данных. Эти знания можно выражать словами или числами и распределять по документам, спецификациям, руководствам и т.п.

Пример - Настоящий стандарт является примером явных знаний. Если эксперт докладывает об этом документе в устной форме, то его сообщение допускает возможность интерпретации из-за выбора слов и интонаций, вытекающей из неявных знаний этого эксперта.

2.2.1 HANSE-модель

HANSE-модель показывает, до какой степени знания можно считать явными или неявными. Эта модель состоит из пяти компонентов:

- эвристика;

- артефакты;

- врожденные способности;

- навыки;

- опыт.

Очень трудно четко разделять явные и неявные знания (см. рисунок 2).     



Рисунок 2 - Категории знаний в HANSE-модели

2.2.2 Пример требований к информации и знаниям

Работы по определению требований к информации и знаниям в организациях среднего размера (например, производственные предприятия и изготовители систем) должны выполняться следующим образом.

Данные, информация и знания ежедневно используются каждым сотрудником и каждым менеджером, поэтому для эффективного принятия решений на всех уровнях организации важно определить требования к ним.

Требования могут быть определены в рамках обсуждений (в протокольных решениях), касающихся основных задач, поставленных перед соответствующим сотрудником организации.

Анализ всех дискуссий направлен на определение требований, различающихся для сущностей данные - информация - знания и тесно связанных с контентом, начиная от знаний клиента и заканчивая знаниями о продукте.

За категорией "данные" закрепляются следующие "объекты":

- даты поставки;

- адресные данные клиентов;

- адресные данные поставщиков;

- объемы продукции.

Категория "информация" может содержать:

- техническую часть конкурсной документации;