Менеджмент знаний является наиболее часто обсуждаемым направлением деятельности. Это связано с его разделением на следующие компоненты менеджмента/управления, а именно информационный менеджмент, управление документацией и управление компетенциями. Данное разделение не имеет отношения к разработке, реализации и внедрению МЗ, ни в рамках настоящего стандарта, ни реального практического применения.
В настоящем стандарте используется определение, аналогичное "процессно-ориентированному менеджменту знаний" (ПОМЗ). Соответственно, МЗ предполагает организацию всех процессов идентификации, создания, регистрации, распространения и применения информации, результатов исследований и опыта (см. рисунок 4).
Примечания
1 Согласно настоящему стандарту, МЗ не представлен в качестве конкретного технического решения (в технических системах), например, в какой-либо базе данных или программными средствами, но включает методы и средства, облегчающие и стимулирующие реализацию МЗ в организации.
2 ПОМЗ является разновидностью МЗ, который нацелен на бизнес-процессы предприятия, и сфокусирован на пяти основных элементах менеджмента знаний: идентификации (выявлении), создании, хранении, распространении и применении.
Для систематической обработки знаний могут приниматься во внимание следующие основные виды деятельности:
- планирование, идентификация и оценка знаний, предназначены для:
1 идентификации уже имеющихся знаний и привлечения соответствующих экспертов;
2 определения необходимых знаний, которые должны быть получены или приобретены в будущем;
3 оценки знаний по их качественным характеристикам;
- создание знаний, означающее приобретение новых знаний и извлечение новых уроков. Эти знания возникают на основе задач, выполняемых несколькими коллективами сотрудников, группами или подразделениями;
- сохранение знаний, означающее:
1 формализацию явных знаний в виде текстовых документов, эскизов, рисунков, фотографий, мультимедийных документов;
2 сохранение неявных ноу-хау в корпоративной памяти рабочей группы.
Контент знаний для конкретного объекта состоит из экспертных знаний (человеческие экспертные знания/опыт), а также документов или баз данных/знаний (формализованные экспертные знания);
- распространение знаний, означающее передачу знаний от одного специалиста к другому:
1 передачу знаний от одного сотрудника к другому;
2 предоставление и распространение реальных экспертных знаний (например, в форме документов);
- применение знаний, означающее использование знаний для выполнения задач, решения проблем или принятия текущих решений.
Рисунок 4 иллюстрирует общие взаимосвязи между основными мероприятиями по МЗ.
Рисунок 4 - Основные мероприятия по МЗ