Решение для управления процессами
производственной безопасности


ГОСТ Р 57321.1-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

     
Менеджмент знаний в области инжиниринга

     
Часть 1

     
Общие положения, принципы и понятия

     
Knowledge management for engineering. Part 1. Fundamentals, concepts, approach



ОКС 01.140.20;

         03.100.99

Дата введения 2017-06-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1950-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Короткие циклы инноваций, повышающие интернационализацию и обостряющие проблему передачи опыта между сотрудниками (в том числе по причине старения персонала), заставляют повсеместно использовать новые методики работы с таким конкурентным фактором, как "знания". В особенности это относится к инженерным дисциплинам, в которых наиболее заметно как быстро ноу-хау утрачивают свою актуальность, поэтому интеграция менеджмента знаний (далее - МЗ) в процессы, создающие добавленную стоимость, является абсолютно необходимой.

Современные средства коммуникации позволяют оперативно проводить исследования в мировом информационном поле, однако оценивать их качество и надежность становится все труднее. Концепции МЗ также необходимы для предотвращения "информационной перегрузки" сотрудников.

Менеджмент знаний в организации не должен восприниматься как вопрос только использования соответствующих программных средств, так как необходимая для него IT-инфраструктура является лишь одним из множества аспектов. Часто управление требуется в других областях, например в области разработки соответствующей бизнес-культуры, мотивации сотрудников к решению проблем в области МЗ, а также демонстрации преимуществ МЗ на всех уровнях компании.

     1 Область применения


В настоящем стандарте содержатся рекомендации, позволяющие облегчить работу тем, кто ответственен за разработку, внедрение и функционирование менеджмента знаний в области инжиниринга. Стандарт разработан специалистами-практиками различных инженерных областей, и поэтому предлагает ориентированное на практику ознакомление с основными проблемами менеджмента знаний, с которыми ответственные за него сотрудники могут столкнуться в своих организациях. Кроме того, в настоящем стандарте описан общий подход к решению данных проблем.

Информация, содержащаяся в настоящем стандарте, представлена в минимальном объеме, необходимом для успешного внедрения системы менеджмента знаний, поэтому, например, ниже приводится лишь одно определение менеджмента знаний, а для дальнейшего обсуждения следует ознакомиться с дополнительной литературой или другими стандартами по менеджменту знаний.

Настоящий стандарт акцентирует внимание на следующих основных вопросах:

- какие типичные проблемы должны решаться с помощью МЗ;

- какой подход к МЗ может стать оптимальным на практике;

- что необходимо предусматривать в проектах по МЗ;

- какие вопросы должны обсуждаться при подготовке к подобным проектам?

Настоящий стандарт изложен в форме краткого руководства, он может легко усваиваться и рассматриваться инженерами как дополнение к существующей литературе, посвященной менеджменту знаний.

В настоящем стандарте приводится обзор основных проблем, связанных с внедрением менеджмента знаний, описание его элементов из области инжиниринга, описание процедуры внедрения и применения основных концепций в конкретной организации. В других разрабатываемых частях комплекса национальных стандартов по менеджменту знаний в области инжиниринга более подробно рассматриваются проблемы и их решения для таких инженерных областей как "разработка и проектирование", "производство и эксплуатация", "техническое обслуживание и обслуживание клиентов".

     2 Основы менеджмента знаний


Сотрудники организации, привлекаемые к менеджменту знаний в долгосрочной перспективе, могут найти ряд специальных терминов в Интернете и в соответствующей литературе. Для удобства пользования настоящим стандартом ниже приведены наиболее важные термины и их определения.

     2.1 Данные, информация, знания


Зачастую сотрудники организаций путают смысл терминов "данные", "информация" и "знания". На практике во многих случаях термины "информация" и "знания" используют как синонимы, но на самом деле эти понятия связаны друг с другом следующим образом.

2.1.1 данные (data): Объективные факты, которые не могут интерпретироваться вне контекста и дальнейших пояснений.

Примечания

1 Данные необходимо принимать лишь в качестве "сырьевого материала".

2 Данные можно интерпретировать как факты и статистическую информацию, которые можно зачастую анализировать для предоставления информации.

2.1.2 информация (information): Структурированные данные, обладающие актуальностью и целями, которые могут быть вписаны в контекст, классифицированы, оценены и откорректированы.

Примечание - Понятие "информация" согласуется с понятием "данные". Добавляет значения величин для понимания предмета в заданном контексте. Является источником знаний.

2.1.3 знания (knowledge): Связанная информация, которая позволяет проводить сравнение, определять степень взаимодействия и принимать решения.

Примечание - Набор данных и информации (с точки зрения некоторой определенной информационной технологии). Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, любопытства, мотивации, стилей обучения, отношения, способности доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску, наличия духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, улучшает способность действовать и принимать эффективные решения. В отличие от формализованного знания существует знание неформализованное. Оно также может быть индивидуальным и коллективным.


Рисунок 1 иллюстрирует отношения между данными, информацией и знаниями.     



Рисунок 1 - Связь между данными, информацией и знаниями


Примечание - Тем не менее, не следует полагать, что ценность отдельного термина отражена в данной иерархии. Это интерактивный процесс, в котором, в свою очередь, знания являются предпосылкой для правильного анализа данных. Качество знаний при этом не оценивается.


Приведенная выше базовая модель взаимосвязи между данными, информацией и знаниями является достаточной для понимания настоящего стандарта. Кроме того, существуют общие модели, часть из которых - с более детальной градацией. Данная модель может быть названа "Ступени знаний".

     2.2 Явные и неявные знания


В настоящем стандарте различают два вида знаний:

- неявные знания, которые связаны с людьми - их трудно передавать и формализовывать; неявные знания постоянно присутствуют в сознании, поведении и восприятии каждого индивидуума. Включают в себя его навыки, опыт, представления, интуицию и взгляды (мнения);

- явные знания, которые можно формализовывать на различных уровнях (например, на речевом, письменном) и поэтому их можно передавать и сохранять на различных носителях; явные знания уже известны, т.е. это знания, которые уже сообщались и документировались, например в базе данных. Эти знания можно выражать словами или числами и распределять по документам, спецификациям, руководствам и т.п.

Пример - Настоящий стандарт является примером явных знаний. Если эксперт докладывает об этом документе в устной форме, то его сообщение допускает возможность интерпретации из-за выбора слов и интонаций, вытекающей из неявных знаний этого эксперта.

2.2.1 HANSE-модель

HANSE-модель показывает, до какой степени знания можно считать явными или неявными. Эта модель состоит из пяти компонентов:

- эвристика;

- артефакты;

- врожденные способности;

- навыки;

- опыт.

Очень трудно четко разделять явные и неявные знания (см. рисунок 2).     



Рисунок 2 - Категории знаний в HANSE-модели

2.2.2 Пример требований к информации и знаниям

Работы по определению требований к информации и знаниям в организациях среднего размера (например, производственные предприятия и изготовители систем) должны выполняться следующим образом.

Данные, информация и знания ежедневно используются каждым сотрудником и каждым менеджером, поэтому для эффективного принятия решений на всех уровнях организации важно определить требования к ним.

Требования могут быть определены в рамках обсуждений (в протокольных решениях), касающихся основных задач, поставленных перед соответствующим сотрудником организации.

Анализ всех дискуссий направлен на определение требований, различающихся для сущностей данные - информация - знания и тесно связанных с контентом, начиная от знаний клиента и заканчивая знаниями о продукте.

За категорией "данные" закрепляются следующие "объекты":

- даты поставки;

- адресные данные клиентов;

- адресные данные поставщиков;

- объемы продукции.

Категория "информация" может содержать:

- техническую часть конкурсной документации;

- коммерческие предложения;

- технические требования;

- информацию об обращениях клиентов;

- оценки поставщиков;

- поэтапные отчеты.

Категория "знание" может содержать:

- обоснование принятых решений с указанием причин, например, относительно принципов проектирования изделия;

- пояснения, касающиеся выбранного подхода, например, при расчете компонентов.

Протоколы обсуждений следует анализировать в два этапа. На первом этапе анализом устанавливаются общие требования согласно имеющимся данным, информации и знаниям.

На втором этапе утверждения респондентов рассматриваются с точки зрения общих характеристик и закономерностей (в контенте соответствующей категории). Аналогичные или идентичные утверждения включают в соответствующую категорию, в которой можно найти точный общий термин для этих утверждений.

Фактический анализ в организациях средних размеров показал, что требования к информации, касающейся проектов и продукции (69%), требования к знаниям, касающимся знаний в конкретных случаях (77%) и осведомленности о работе экспертов (54%) оказались особенно высокими.

Рисунок 3 иллюстрирует оценку требований, в соответствии с анализируемыми разделами: инжиниринг (EN), коммерческая проработка (СР), маркетинг (М), производство (P), проектирование изделий (PD), управление продукцией (РМ) и предоставление услуг (S).