Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57319-2016 Менеджмент знаний. Руководство для успешного достижения целей малых предприятий (Переиздание)

     2.3 Обсуждение острых вопросов

Существует целый ряд методов и инструментов, способствующих успешному выполнению этапа картирования. Результатом их применения станет краткое описание того, какие знания существуют и как они применяются с выгодой для организации.

На этапе картирования можно воспользоваться следующими инструментами и методами:

- аудит знаний;

- информационный аудит;

- картирование знаний; и

- анализ социальных сетей.

Более подробно эти методы описываются в разделе 6.

В таблице 1 представлены вопросы, ответы на которые в наибольшей степени способствуют картированию экосистемы знаний и бизнес-среды организации.


Таблица 1 - Картирование экосистемы знаний

Экосистема знаний

Типовые задаваемые вопросы

Результаты работы организации

- Каковы основные бизнес-цели организации?

- Признается ли роль знаний в достижении результатов бизнеса?

- Какие знания критичны для результатов бизнеса?

Стратегический замысел (стратегический замысел организации поможет сориентироваться в том, какое знание должно быть разработано и максимально эффективно использовано)

- Какие знания нужны организации?

- Каковы видение, миссия и долгосрочный бизнес-план организации?

- Если стратегия предусматривает рост, как этот рост будет влиять на людей, процессы и технологии?

- Каковы будущие проблемы/исход для бизнеса, например ликвидация или продажа бизнеса?

- Объединение является стратегической задачей?

- Существует ли в организации стратегия экспорта продукции и/или расширения рынка?

Контекст (обстановка)

- Каков характер организации (государственная, частная, партнерство, коммерческая или некоммерческая)?

- По каким регламентирующим/законодательным требованиям организация декларирует соответствие и/или отчитывается?

- Какие соответствующие отраслевые тренды и разработки существуют?

- Существуют ли альтернативные модели, используемые в отрасли?

Культура (сочетание коллективного поведения организации и системы ценностей)

- Действующая культура организации поощряет обмен или накопление знаний?

- Принимаются ли новые идеи?

- Какой в организации уровень доверия?

Стимулы

- Каковы побудительные мотивы изменений в бизнесе?

- Каковы последствия глобализации и научно-технического прогресса?

- Каковы значимые государственные и политические влияния на отрасль?

- Каково воздействие нормативно-правовой среды?

- Какие проблемы/задачи на рынке?

Элементы знания: персонал

- Сколько человек являются носителями ключевых знаний?

- Как используется квалификация работников и применяются их знания?

- Персонал обучается друг у друга формально или неформально?

- Какие имеются возможности повышения квалификации кадров?

- Какова текучесть кадров? Что происходит, когда работники уходят?

- Каков средний возраст сотрудников в организации и существуют ли проблемы с омоложением коллектива?

- Имеются ли трудности с набором персонала? Почему?

- Имеется ли достаточно персонала, чтобы "бороться" за знание, обмениваясь и используя его в бизнесе?

- Существует ли программа введения в курс дела/ориентации, которая позволяет новому персоналу быстро понять бизнес и в свою очередь применить знания, которые он привносит в бизнес?

- Как бизнес использует консультационные услуги внешних специалистов и источников для приобретения нового знания?

Элементы знания:

процессы

- Как информация хранится и как она организована?

- Действительно ли информация полностью и своевременно используется в соответствии с требованиями бизнеса?

- Защищают ли существующие процессы и процедуры организацию от неблагоприятных последствий потери ключевого персонала/экспертов?

- Есть ли в организации процессы, обеспечивающие возможность непрерывного обучения и совершенствования?

- Действующие рабочие процессы поддерживают сбор, передачу и использование как явных, так и неявных (трудных для выражения) знаний?

- Существуют ли процессы для измерения интенсивности использования и повторного применения знаний?

- Существуют ли процессы для документального представления финансовых данных, чтобы можно было принимать информированные бизнес-решения?

- Есть ли реальные системы контроля для предотвращения нелегальной передачи знаний с целью их незаконного использования?

Элементы знания:

технологии

- Какие действующие системы могут использоваться для поддержания процессов работы со знаниями: например, управление информационными потоками, внутренние сети (Интранет), электронные документы и системы электронного документооборота, доступные и пригодные к эксплуатации информационные системы?

- Действующие системы взаимосвязаны, используются и управляются эффективно?

- Имеет ли персонал необходимую квалификацию в области информационных технологий?

- Являются ли системы интегрированными и способными к обеспечению обмена данными?

- Системы обеспечивают возможность отслеживать и идентифицировать шаблоны и тренды?

- Существуют ли данные, используемые совместно с внешними заинтересованными сторонами, например, с заказчиками и поставщиками?

Элементы знания:

контент

- Каковы основные материалы, где они хранятся, как и кем администрируются?

- Какие знания в организации в настоящее время являются собственными, а какие приобретенными? Эти знания улучшат будущее состояние и/или инновационность бизнеса?

- Какая информация заставляет сотрудников считать, что они недостаточно хорошо выполняют свою работу?

- Испытывает ли персонал потребность в создании нового знания, чтобы сделать свою работу лучше?

- Какие услуги/продукты являются самыми продаваемыми?

- Отслеживается ли внешний рынок для анализа деятельности конкурентов?

- Существует ли заинтересованность в информации о новых продуктах, услугах конкурентов и/или об изменениях в отрасли?

- Достаточно ли хорошо персонал ознакомлен с номенклатурой продукции/услуг?

- Насколько часто используется организацией опыт предыдущих проектов и других бизнесов?

Сети и сообщества

- Каковы основные интересы партнеров, потребителей, акционеров и других заинтересованных сторон?

- Как знание бизнеса и его поставщиков можно использовать наилучшим образом?

- Какие стратегические партнерства и сети организуются для улучшения бизнеса?

- Эффективно ли использует бизнес отраслевые, государственные и профессиональные сети?

- Активно ли бизнес участвует в сетевом информационном обмене с другими предприятиями малого бизнеса, чтобы наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы или получить преимущество на рынке?


Несмотря на то, что владелец малого бизнеса может ответить на многие из этих вопросов, полезно подключить персонал и заинтересованные стороны к их обсуждению.

Специальные рабочие группы, неофициальные совещания, наблюдения/исследования, обзоры документов и систем - все это способствует сбору необходимых данных для ответа на перечисленные выше вопросы.