Существует целый ряд методов и инструментов, способствующих успешному выполнению этапа картирования. Результатом их применения станет краткое описание того, какие знания существуют и как они применяются с выгодой для организации.
На этапе картирования можно воспользоваться следующими инструментами и методами:
- аудит знаний;
- информационный аудит;
- картирование знаний; и
- анализ социальных сетей.
Более подробно эти методы описываются в разделе 6.
В таблице 1 представлены вопросы, ответы на которые в наибольшей степени способствуют картированию экосистемы знаний и бизнес-среды организации.
Таблица 1 - Картирование экосистемы знаний
| |
Экосистема знаний
| Типовые задаваемые вопросы |
Результаты работы организации | - Каковы основные бизнес-цели организации?
- Признается ли роль знаний в достижении результатов бизнеса?
- Какие знания критичны для результатов бизнеса?
|
Стратегический замысел (стратегический замысел организации поможет сориентироваться в том, какое знание должно быть разработано и максимально эффективно использовано) | - Какие знания нужны организации?
- Каковы видение, миссия и долгосрочный бизнес-план организации?
- Если стратегия предусматривает рост, как этот рост будет влиять на людей, процессы и технологии?
- Каковы будущие проблемы/исход для бизнеса, например ликвидация или продажа бизнеса?
- Объединение является стратегической задачей?
- Существует ли в организации стратегия экспорта продукции и/или расширения рынка?
|
Контекст (обстановка) | - Каков характер организации (государственная, частная, партнерство, коммерческая или некоммерческая)?
- По каким регламентирующим/законодательным требованиям организация декларирует соответствие и/или отчитывается?
- Какие соответствующие отраслевые тренды и разработки существуют?
- Существуют ли альтернативные модели, используемые в отрасли?
|
Культура (сочетание коллективного поведения организации и системы ценностей) | - Действующая культура организации поощряет обмен или накопление знаний?
- Принимаются ли новые идеи?
- Какой в организации уровень доверия?
|
Стимулы | - Каковы побудительные мотивы изменений в бизнесе?
- Каковы последствия глобализации и научно-технического прогресса?
- Каковы значимые государственные и политические влияния на отрасль?
- Каково воздействие нормативно-правовой среды?
- Какие проблемы/задачи на рынке?
|
Элементы знания: персонал | - Сколько человек являются носителями ключевых знаний?
- Как используется квалификация работников и применяются их знания?
- Персонал обучается друг у друга формально или неформально?
- Какие имеются возможности повышения квалификации кадров?
- Какова текучесть кадров? Что происходит, когда работники уходят?
- Каков средний возраст сотрудников в организации и существуют ли проблемы с омоложением коллектива?
- Имеются ли трудности с набором персонала? Почему?
- Имеется ли достаточно персонала, чтобы "бороться" за знание, обмениваясь и используя его в бизнесе?
- Существует ли программа введения в курс дела/ориентации, которая позволяет новому персоналу быстро понять бизнес и в свою очередь применить знания, которые он привносит в бизнес?
- Как бизнес использует консультационные услуги внешних специалистов и источников для приобретения нового знания?
|
Элементы знания:
процессы | - Как информация хранится и как она организована?
- Действительно ли информация полностью и своевременно используется в соответствии с требованиями бизнеса?
- Защищают ли существующие процессы и процедуры организацию от неблагоприятных последствий потери ключевого персонала/экспертов?
- Есть ли в организации процессы, обеспечивающие возможность непрерывного обучения и совершенствования?
- Действующие рабочие процессы поддерживают сбор, передачу и использование как явных, так и неявных (трудных для выражения) знаний?
- Существуют ли процессы для измерения интенсивности использования и повторного применения знаний?
- Существуют ли процессы для документального представления финансовых данных, чтобы можно было принимать информированные бизнес-решения?
- Есть ли реальные системы контроля для предотвращения нелегальной передачи знаний с целью их незаконного использования?
|
Элементы знания:
технологии | - Какие действующие системы могут использоваться для поддержания процессов работы со знаниями: например, управление информационными потоками, внутренние сети (Интранет), электронные документы и системы электронного документооборота, доступные и пригодные к эксплуатации информационные системы?
- Действующие системы взаимосвязаны, используются и управляются эффективно?
- Имеет ли персонал необходимую квалификацию в области информационных технологий?
- Являются ли системы интегрированными и способными к обеспечению обмена данными?
- Системы обеспечивают возможность отслеживать и идентифицировать шаблоны и тренды?
- Существуют ли данные, используемые совместно с внешними заинтересованными сторонами, например, с заказчиками и поставщиками?
|
Элементы знания:
контент | - Каковы основные материалы, где они хранятся, как и кем администрируются?
- Какие знания в организации в настоящее время являются собственными, а какие приобретенными? Эти знания улучшат будущее состояние и/или инновационность бизнеса?
- Какая информация заставляет сотрудников считать, что они недостаточно хорошо выполняют свою работу?
- Испытывает ли персонал потребность в создании нового знания, чтобы сделать свою работу лучше?
- Какие услуги/продукты являются самыми продаваемыми?
- Отслеживается ли внешний рынок для анализа деятельности конкурентов?
- Существует ли заинтересованность в информации о новых продуктах, услугах конкурентов и/или об изменениях в отрасли?
- Достаточно ли хорошо персонал ознакомлен с номенклатурой продукции/услуг?
- Насколько часто используется организацией опыт предыдущих проектов и других бизнесов?
|
Сети и сообщества | - Каковы основные интересы партнеров, потребителей, акционеров и других заинтересованных сторон?
- Как знание бизнеса и его поставщиков можно использовать наилучшим образом?
- Какие стратегические партнерства и сети организуются для улучшения бизнеса?
- Эффективно ли использует бизнес отраслевые, государственные и профессиональные сети?
- Активно ли бизнес участвует в сетевом информационном обмене с другими предприятиями малого бизнеса, чтобы наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы или получить преимущество на рынке?
|
Несмотря на то, что владелец малого бизнеса может ответить на многие из этих вопросов, полезно подключить персонал и заинтересованные стороны к их обсуждению.
Специальные рабочие группы, неофициальные совещания, наблюдения/исследования, обзоры документов и систем - все это способствует сбору необходимых данных для ответа на перечисленные выше вопросы.