ГОСТ Р 57314-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИЯ
Инновации, координация и сотрудничество в производственной цепи поставок, основанной на промышленных услугах. Базовая модель промышленных услуг
Industrial automation systems and integration. Innovation, coordination and collaboration in service driven manufacturing supply chains. Reference model for industrial services
ОКС 01.140.20
03.100.99
91.010.01
Дата введения 2017-06-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1943-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Для организации функционирования цепи поставок производственные предприятия все в большей степени начинают прибегать к такому механизму, как аутсорсинг. Аутсорсинг может применяться для оказания производственно-технических (промышленных) услуг, таких как обслуживание, переоборудование, модернизация, логистика и контроль качества оказываемых услуг для достижения оптимального соотношения затрат и прибыли, и фокусирования на их профессиональных качествах/компетенциях, определяющих успех компании на рынке. С возможностью применения аутсорсинга услуги стали вносить наиболее существенный вклад во всемирный экономический процесс. Рост аутсорсинга в сфере производственно-технических услуг создал мощную систему взаимозависимостей между цепочками поставок и поставщиками услуг, поскольку поставщики услуг интегрированы в каждое звено цепочки добавленной стоимости в производственных компаниях.
Несмотря на тесную взаимозависимость между бизнес-услугами (business related service, BRS) и производственными цепочками поставок, производители продукции и их поставщики услуг сталкиваются с огромными проблемами при синхронизации и координации бизнес-процессов и при попытке улучшить их взаимодействие. Существующие концепции менеджмента и базовые модели, такие как CPFR, VRM или SCOR, обычно решают вопросы управления цепочками поставок без учета необходимости координации и интеграции поставщиков услуг. Чтобы решить этот вопрос, в настоящем стандарте определена базовая процессно-ориентированная модель для BRS-поставщиков услуг, которые при интеграции своих операций должны поддерживать как владельцев цепочек поставок, так и поставщиков услуг. Базовая модель производственно-технических услуг (industrial service reference model, IRM) объединяет в себе репозитарий процессов, информационных потоков, передового опыта и систему показателей эффективности в целях содействия интеграции поставщиков различных промышленных услуг, таких как обслуживание, модернизация и упаковка, с традиционными цепочками поставок.
IRM-модель является базовой ролевой процессной моделью, основанной на широко используемых стандартах архитектуры предприятия. Она объединяет мэппинг (отображение) процессов как есть (AS-IS) и возможности технологического проектирования в части как должно быть (ТО-BE) с установленной системой показателей эффективности и количественными измерениями, чтобы позволить поставщикам услуг и их бизнес-партнерам достичь на рынке наилучших результатов, основанных на проверенном промышленном опыте, передовых решениях и инструментарии. IRM-модель является интегрированной базовой моделью, которую может использовать любой поставщик, предлагающий вышеуказанные промышленные услуги. IRM-модель поддерживает поставщиков услуг по всем аспектам бизнес-процессов, начиная от установления первого контакта с заказчиками и заканчивая непрерывным процессом обслуживания, реализуя тем самым полный жизненный цикл услуги. IRM-модель предназначена для облегчения поставщикам услуг возможности достижения различных целей, от стратегической приоритизации бизнес-целей вплоть до интеграции процессов на этапе эксплуатации.
Таким образом, IRM-модель предлагает пользователям использовать стандартизированную базовую структуру для поставщиков услуг совместно с производителями в рамках цепочки поставок, основанной на услугах. Область применения данной модели простирается от детального анализа и оптимизации существующих бизнес-процессов до стандартизации бизнес-процессов посредством их сравнительного анализа (бенчмаркинга) и гармонизации в рамках применяемых IT-систем. IRM-модель способствует поставщикам услуг и их заказчикам в совместной разработке процессов взаимодействия услуг и определении общих показателей эффективности деятельности для возможности ее оценки. В дополнение к этому IRM-модель можно использовать для разработки стандартизированных технологий собственного производства, при этом как для поставщиков услуг, так и для участников цепочки поставок, а также для бенчмаркинга качества обслуживания, интегрирования, основанных на бизнес-процессах IT-систем, и в конечном счете для обучения специалистов и менеджмента знаний. IRM-модель охватывает производственные потоки, включающие сервисные кластеры обслуживания, модернизации (переоборудования) и упаковки на адекватном уровне, чтобы они могли быть адаптированы для всех BRS-поставщиков услуг.
IRM-модель является интегрированной процессной моделью, предназначенной для использования поставщиками услуг, оказывающими технические услуги, такие как обслуживание, модернизация и упаковка для обеспечения цепи поставок и организации производства. Заказчики услуг могут использовать данную модель для первоначального согласования производственных операций и сравнительного анализа (бенчмаркинга) эксплуатационных характеристик с другими поставщиками услуг посредством стандартизированного описания процесса и системы показателей для оценки услуг, приведенных в настоящем стандарте. В целом же диапазон применения IRM-модели простирается от стратегического определения бизнес-целей до интеграции процессов на операционном уровне.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт.
ГОСТ Р 57330/EN 15341 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Системы технического обслуживания и ремонта. Ключевые показатели эффективности.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 наилучшая практика (best practice): Наиболее эффективный (с наименьшими трудозатратами) и действенный (с наилучшими результатами) способ выполнения задания, основанный на повторяющихся процедурах, которые положительным образом зарекомендовали себя в течение длительного времени. Наилучшая практика состоит из технологий, методов, процессов, действий, мотивации или вознаграждения, которые наиболее эффективны при получении требуемых результатов с минимумом проблем и непредвиденных осложнений.
Примечание - Например, документированный процесс или продукция, разработанные сообществом пользователей, состоящим из поставщиков и потребителей, объединившихся с целью установления отраслевых руководящих принципов.
3.2 входные данные (input): Требуется ввести в процесс для получения выходных данных.
3.3 выходные данные (output): Функция с аргументом в качестве входных данных, где
Выходные данные = f(входных данных),
где f - взаимосвязь с конкретным преобразованием процесса.
3.4 показатель эффективности (performance indicator): Мера или критерий, с помощью которой(го) можно оценить достижение цели.
3.5 система балльных оценок (scorecard): Набор взаимосвязанных, согласующихся и взаимодополняющих показателей, обеспечивающих предоставление информации, полученной в процессе обработки и глобальной информации.
Примечание - Это является одним из инструментов разработки и реализации стратегии, а также мониторинга прогресса достижения целей, заявленных в стратегии.
3.6 сервисные кластеры (service clusters): Ключевые промышленные услуги, относящиеся к цепочкам поставок и рассматриваемые в настоящем стандарте.
А - адаптация (adapt);
ARIS - программное средство для моделирования бизнес-архитектуры (business architect modelling software);
В - реализация (build);
ВРМ - управление бизнес-процессами (business process management);
BRS - услуги, связанные с бизнесом (business related services);
CPFR - совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (collaborative planning, forecasting and replenishment);
DMAIC - проектирование, измерение, анализ, совершенствование, контроль (design, measure, analyze, improve, control);
EDI - электронный обмен данными (electronic data interchange);
EPC - управляемая событиями цепочка процесса (event driven process chain);
ERP - планирование ресурсов предприятия (enterprise resource planning);
FAQ - часто задаваемые вопросы (frequently asked questions);
GSCF - структура глобальной сети поставок (global supply chain framework);
HR - человеческие ресурсы (human resources);
IRM - базовая модель производственно-технических услуг (industrial service reference model);
IT - информационные технологии (information technology);
ITIL - библиотека IT-инфраструктуры (IT infrastructure library);
JIT - точно в срок (just-in-time);
JSA - соглашение о совместном обслуживании (joint service agreement);
KPI - ключевой показатель эффективности (key performance indicator);
О - управление (operate);
P - планирование (plan);
PA - планирование адаптации (plan adapt);
PB - планирование реализации (plan build);
PO - планирование управления (plan operate);
PI - показатель эффективности (performance indicator);
PPC - планирование и управление производством (production planning and control);
RFP - запрос предложений (request for proposal);
SA - производственная услуга (service activity);
SCOR - базовая модель операций цепочки поставок (supply chain operations reference model);
SO - объекты обслуживания (service objects);
SOA - сервис-ориентированная архитектура (service oriented architecture);
SPMS - система оценки качества обслуживания (service performance measurement system);
SSC - услуги по обслуживанию цепочки поставок (service supply chain);
SU - поддержка (support);
SUI - менеджмент информационной поддержки (support information management);
SUR - менеджмент ресурсной поддержки (support resource management);
SUS - менеджмент стратегической поддержки (support strategy management);
ТMS - система менеджмента перевозок (transportation management system);
VRM - базовая модель цепочки создания ценности (value chain reference model);
WMS - система управления складом (warehouse management system);
XML - расширяемый язык разметки (extended markup language).
Для организации цепочек поставок все в большей степени применяется аутсорсинг технических, административных и финансовых услуг. Основной акцент IRM-модели делается на технических BRS-услугах, которые крепко связаны со всеми секторами экономики, как это показано на рисунке 1. В то время как компании по организации поставок или производственные компании могут использовать такие модели, как SCOR, GSCF или модель Aachen РРС, BRS-поставщики услуг могут использовать IRM-модель для интеграции и использования процессов обслуживания совместно с цепочками поставок.