Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57331-2016/PAS 1063:2006 Менеджмент знаний. Руководство по практическому применению менеджмента знаний в сетях малых и средних предприятий (Переиздание)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 данные, информация, знания (data, Information, knowledge).

3.1.1 данные (data): Факты и статистическая информация, которые можно зачастую анализировать для предоставления информации.

Примечание - Дискретные объективные факты (номера, символы, цифры) без контекста и пояснений.

3.1.2 информация (information): Данные в контексте, которому приписывается определенный смысл.

Примечание - Понятие "информация" согласуется с понятием "данные". Оно добавляет значения величин для понимания предмета в заданном контексте. Является источником знаний.


Рисунок 1 - Иерархия понятий - данные, информация и знания

3.1.3 знания (knowledge): Объем восприятий и навыков, которые придуманы людьми. Объем знаний увеличивается пропорционально поступающей информации.

Примечания

1 Существует множество контекстных определений знания. В настоящем стандарте также см. следующие термины:

- "Сопряженные знания";

- "Ноу-хау";

- "Рабочие знания";

- "Неформализованные (неявные) знания".

2 Набор данных и информации (с точки зрения некоторой определенной информационной технологии). Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, мотивации, стилей обучения, отношения, способность доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску, наличия духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, стимулирует желание действовать и принимать эффективные решения. В отличие от формализованного знания существует знание неформализованное. Оно также может быть индивидуальным и коллективным.

3.2 формализованные (явные) знания (explicit knowledge): То, что уже известно, то есть те знания, которые уже сообщались и документировались, например, в базе данных. Эти знания можно выражать словами или числами и распределять по документам, спецификациям, руководствам и т.п.

Примечания

1 Формализованные (явные) знания могут легко выражаться в виде слов и (или) чисел, распространяться путем дискуссий, документов, спецификаций, руководств и т.п., причем можно организовать их документирование для поиска и повторного использования.

2 Могут быть индивидуальными или коллективными. Данные знания обозначают объектами, словами, номерами, представляют в графической форме, в форме рисунков, спецификаций, учебников, процедур и т.п. Формализация данных облегчает их восприятие.

3.3 неформализованные (неявные) знания (tacit knowledge): Знания, постоянно присутствующие в сознании, поведении и восприятии каждого индивидуума. Включают в себя его навыки, опыт, представления, интуицию и взгляды (мнения).

Примечания

1 Обычно эти знания передаются в процессе дискуссий, неформального общения и взаимодействий между людьми, зачастую с использованием таких лингвистических средств, как метафоры и аналогии, с целью нахождения общего языка. Эти знания трудно представить в формализованной (явной) форме. Они включают в себя навыки, опыт, взгляды, интуицию и суждения.

2 Включают теоретические модели, модели поведения, модели перспектив, основанных, главным образом, на опытных данных. Знания данного типа подлежат последующей формализации и распространению. Этому может способствовать, например, проведение совместных образовательных мероприятий сразу несколькими организациями.

3.4 цели знаний (knowledge objectives): Цели, установленные на предприятии для мероприятий по МЗ для определения того, какие знания важны для успеха предприятия.

3.5 идентификация знаний (knowledge identification): Создание прозрачной информационной структуры для внутренних и внешних знаний.

Примечание - Внутренними знаниями могут быть навыки и опыт сотрудников, знания о выполнении процессов. К внешним знаниям можно отнести сведения о поставщиках, клиентах и партнерах.