Способы определения коэффициента трения
D.1 Цель испытания
Целью данного испытания является определение коэффициента трения для поверхности с определенным видом обработки (в большинстве случаев с защитным покрытием).
Испытания должны подтвердить наличие деформации ползучести соединения.
D.2 Факторы влияния
Достоверность результатов испытания для поверхностей с защитным покрытием ограничивается случаями, когда значения всех основных показателей соответствуют значениям показателей испытуемых образцов.
Основными считаются следующие показатели:
a) состав покрытия;
b) обработка поверхности и обработка первых слоев в случае многослойных систем (см. D.3);
c) максимальная толщина покрытия (см. D.3);
d) процедура затвердевания;
e) минимальный интервал времени между нанесением покрытия и приложением нагрузки к соединению;
f) класс качества болта (см. D.6).
При определении состава покрытия необходимо учитывать его тип и способ нанесения, а также применяемый разбавитель. Процесс затвердевания следует документировать с помощью описания фактической процедуры либо ссылаться на опубликованные рекомендации. Следует зафиксировать интервал времени в часах между нанесением покрытия и испытанием.
D.3 Испытываемые образцы
Образцы для испытания должны соответствовать размерам, указанным на рисунке D.1.
Для обеспечения одинаковой толщины двух внутренних пластин они должны быть вырезаны из одного куска материала и собраны в их первоначальном относительном положении.
Пластины должны иметь аккуратно обрезанные кромки для обеспечения надежного контакта между поверхностями пластины. Они должны обладать достаточной плоскостностью, чтобы обеспечить хороший контакт подготовленных поверхностей после предварительного натяжения болтов согласно 8.3.2.
Рисунок D.1 - Стандартные образцы для определения коэффициента трения
Обработка поверхности и покрытие защитным слоем образца должны выполняться способом, аналогичным принятому конструктивному решению.
Средняя толщина покрытия на контактной поверхности испытуемых образцов должна быть минимум на 25% больше, чем номинальная толщина в принятом конструктивном решении.
Образцы должны быть собраны так, чтобы болты были нагружены силами преднапряжения в направлении, перпендикулярном прикладываемому к образцу растяжению.
Болты должны быть затянуты в пределах ±5% указанного предварительного натяжения F, зависящего от диаметра и класса прочности используемого болта.