4.1 Общие требования
ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования Организация должна разработать, документировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Организация должна: a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2); b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими; d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга; e) осуществлять мониторинг, измерение там, где это возможно, и анализ этих процессов; f) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Организация должна осуществлять менеджмент процессов, необходимых для системы менеджмента качества, в соответствии с требованиями настоящего стандарта. |
Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны управление таким процессом. Вид и степень управления процессами, переданными сторонним организациям, должны быть определены в системе менеджмента качества. Примечание 1 - Упомянутые выше процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции, измерения, анализа и улучшения. Примечание 2 - Процесс, переданный другой организации, является процессом, необходимым для системы менеджмента организации, но по выбору организации выполняемым внешней для нее стороной. Примечание 3 - Обеспечение управления процессами, переданными сторонним организациям, не освобождает организацию от ответственности за соответствие всем требованиям потребителей и обязательным требованиям. Выбор вида и степени управления процессом, переданным сторонней организации, зависит от таких факторов, как: a) возможное влияние переданного сторонним организациям процесса на способность организации поставлять продукцию, соответствующую требованиям; b) степень участия в управлении процессом, переданным сторонней организации; c) возможность обеспечения необходимого управления посредством применения требований 7.4. |
Настоящий стандарт разработан в помощь органу местного самоуправления при разработке, документировании, внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы менеджмента качества для достижения его результативного функционирования.
Орган местного самоуправления должен определить область применения системы менеджмента качества. При определении процессов, необходимых для достижения запланированных результатов, постоянного улучшения и повышения удовлетворенности потребителей/граждан, поставляемая продукция и предоставляемые услуги должны быть идентифицированы и дифференцированы.
Орган местного самоуправления должен:
a) определить процессы, необходимые для разработки требований к идентификации соответствующей нормативной документации, поставки продукции/услуг и оценки полученных результатов;
b) определить процессы системы менеджмента качества, способствующие совместному устойчивому и результативному функционированию;
c) обеспечивать административную преемственность при смене администрации органа местного самоуправления, передавая всю информацию о проектах и планах их реализации, а также о состоянии системы менеджмента качества.
Руководство органа местного самоуправления должно нести полную ответственность за процессы, в которых к выполнению работ привлечена третья сторона. Например, некоторые услуги могут быть представлены неправительственными организациями, такими как коммерческие и некоммерческие организации.
Примечание 1 - В приложении А приведены примеры типовых процессов органа местного самоуправления.
Примечание 2 - Если выполнение процессов передано сторонней организации (аутсорсинг), органы местного самоуправления должны учитывать правила, установленные в контракте.
Примечание 3 - Руководство по применению аутсорсинга приведено в [17].
4.2 Требования к документации
4.2.1 Общие положения
ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования Документация системы менеджмента качества должна включать: a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; b) руководство по качеству; c) документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом; d) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые ей для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими. Примечание 1 - Там, где в настоящем стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Один документ может содержать требования одной или более процедуры. Требование о наличии документированной процедуры может быть реализовано более чем одним документом. Примечание 2 - Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от степени документированности другой в зависимости: a) от размера организации и вида деятельности; b) от сложности и взаимодействия процессов; c) от компетентности персонала. Примечание 3 - Документация может быть в любой форме и на любом носителе. |
При планировании разработки документации системы менеджмента качества орган местного самоуправления должен провести анализ:
a) политик, влияющих на орган местного самоуправления (включая местную, региональную и национальную политику);
b) разрабатываемых проектов, поставляемой продукции и предоставляемых услуг;
c) действующих законов и обязательных требований;
d) соответствующих видов риска (например, барьеров и препятствий для обмена информацией, таких как различные языки и уровни грамотности);
e) структур организации (ключевых постов, ключевых профессий, оптимального количества ключевых специалистов);
f) компетентности и обязанностей руководящих работников;
g) терминов и определений, используемых в системе менеджмента качества органа местного самоуправления.
Примечание - Руководство по применению требований к документации, установленных в ИСО 9001, приведено в [15].
4.2.2 Руководство по качеству