Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 11354-2-2016 Усовершенствованные автоматизированные технологии и их применение. Требования к установлению интероперабельности процессов промышленных предприятий. Часть 2. Модель зрелости для оценки интероперабельности предприятий

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 предприятие (enterprise): Одна или более организаций, перед которыми стоят определенные миссия, цели и задачи для предложения в качестве результата продукции или услуг.

Примечание - Данный термин относится к таким связанным понятиям, как широкое бизнес-партнерство (объединенное производством каких-либо продуктов) или виртуальное предприятие.


[ИСО 15704:2000, определение 3.6]

3.2 интероперабельность, функциональная совместимость (предприятий) (enterprise interoperability): Способность предприятий или находящихся в них сущностей (объектов) осуществлять эффективную связь и взаимодействие.

Примечание 1 - Интероперабельность считается значимой, если взаимодействие между предприятиями будет осуществляться по крайней мере в одной из указанных выше областей: бизнесе, службах, процессах и данных.

Примечание 2 - Способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.1]

3.3 взаимодействие предприятий (enterprise interoperation): Взаимосвязь между хозяйствующими субъектами.

3.4 уровень зрелости (развитости) (maturity level): Десятичное число в диапазоне от 0 до 4, дающее численное представление для максимального уровня зрелости интероперабельности предприятия, достигаемого при определенном сочетании существующих проблем/барьеров.

Примечание 1 - Уровень зрелости характеризует способность множества связанных между собой средств информационно-коммуникационных технологий (ICT-средств) конкретного предприятия взаимодействовать с соответствующими средствами других предприятий, например, у поставщиков, клиентов, партнеров, дочерних компаний и др.

Примечание 2 - Пять целых чисел 0, 1, 2, 3 и 4, характеризующих уровень зрелости, предназначены для обозначения следующих уровней: 0 - неподготовленный, 1 - определенный, 2 - согласованный, 3 - организационный, 4 - адаптивный, которые, возможно, могут иметь промежуточные значения для обозначения частичных или промежуточных состояний между указанными уровнями. Эти пять обозначений уровней дополнительно рассмотрены в 7.2.

3.5 подход к (обеспечению) интероперабельности (interoperability approach): Способ, с помощью которого решаются проблемы, связанные с интероперабельностью, а также устраняются барьеры для нее.

Примечание - В ИСО 11354-1 определены три подхода к решению проблем интероперабельности: интегрированный/комплексный, унифицированный, обобщенный.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.4]

3.6 барьеры интероперабельности (interoperability barrier): Невозможность совместной работы структурных единиц внутри одного предприятия, которая делает невозможным обмен информацией между ними и другими предприятиями, использование служб или общего понимания смысла обмениваемых элементов.

Примечание 1 - В ИСО 11354-1 определены три категории барьеров: концептуальные, технологические и организационные.

Примечание 2 - Под барьером интероперабельности можно рассматривать также несовместимость сущностей, которая препятствует обмену информацией с другими сущностями, использованию сервисов или общему пониманию обмененных элементов.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.2]

3.7 аспект (уровень) интероперабельности (interoperability concern): Особенности взаимодействия или функциональной совместимости, которые представляют интерес для заинтересованных сторон на предприятии.

Примечание 1 - В ИСО 11354-1 определены четыре уровня (аспекта) интероперабельности: данные, службы, процессы и бизнес.

Примечание 2 - Уровень, на котором осуществляется взаимодействие участников.


[ИСО 11354-1:2011, определение 2.3]

3.8 практический показатель интероперабельности (функциональной совместимости) (interoperability practice measure): Оценка, выполняемая в соответствии с пятью значениями уровней зрелости (от 0 до 4) и выставляемая для каждого из четырех аспектов функциональной совместимости (бизнес, процессы, службы и данные) на предприятии и, следовательно, дающая возможность преодоления каждого из трех видов барьеров к реализации функциональной совместимости (концептуальных, технологических, организационных), которую выражают с помощью наиболее подходящего уровня интероперабельности.

3.9 классификация методик интероперабельности (функциональной совместимости) (interoperability practice classification): Классификация, соответствующая различным сочетаниям уровня зрелости, проблемы и барьера.

3.10 модель зрелости (развитости) (maturity model): Представление уровня возможностей для множества связанных между собой ICT-средств предприятия взаимодействовать с ICT-средствами других предприятий.

Примечание - Данная модель будет охватывать только те части (подразделения) предприятия, которые принимают участие в информационном обмене.