1.3.1 Соответствие настоящему стандарту
Нормативные (обязательного характера) положения настоящего стандарта, приведенные в императивной форме (с использованием глагола "должен"), являются требованиями, выполнение которых необходимо для соответствия настоящему стандарту, а положения, которые сформулированы в рекомендательной форме (с использованием глагола "следует"), - желательные (справочного характера), но не требуют обязательного выполнения. Предприятие, руководство которого предполагает использовать настоящий стандарт в своей производственной деятельности и намерено претендовать на соответствие настоящему стандарту, должно подтвердить соответствие путем определения и реализации процедур, необходимых для выполнения всех нормативных требований.
1.3.2 Рекомендации и вопросы адаптации
Предприятию следует вводить выбранные рекомендуемые и необязательные положения настоящего стандарта в свои внутренние процедуры и гарантировать соответствие каждого своего проекта этим процедурам.
В разделе 4 представлены перечень обязательных положений и рекомендации по реализации системного подхода на предприятии в целом или в конкретном проекте. Обязательные положения раздела 4 включают требования к разработке и поддержке методов (политик) и процедур предприятия, которые описывают применение SEP-процесса для жизненного цикла проекта и служат основой для конкретных проектов по применению этого процесса на предприятии. По этой причине ожидается, что предприятие будет устанавливать и поддерживать подобные методы и процедуры.
В разделе 6 определен SEP-процесс, который позволяет итеративно определять системные продукты и процессы жизненного цикла продукции. Таким образом, начальные положения, определяющие каждый подпроцесс (анализ требований, функциональный анализ и т.д.), являются обязательными с тем, чтобы удостовериться, что SEP-процесс на предприятии охватывает каждый подпроцесс и задачи, необходимые для выполнения каждого подпроцесса. Рекомендуется использовать остальные подразделы, если они указаны в определении подпроцесса для обеспечения гибкости в адаптации подпроцесса и определении задач SEP-процесса к целям и деятельности по системной инженерии на предприятии. В разделе 6 описан рекомендуемый подход к адаптации проекта к SEP-процессу предприятия, который будет применен для любой конкретной проектной итерации SEP-процесса (см. раздел 5).
Положения раздела 5 носят обязательный характер для гарантии того, что в рамках проекта SEP-процесс применяется на протяжении всего жизненного цикла системы. Остальные положения раздела 5 описывают рекомендуемые и необязательные мероприятия, которые обычно выполняются с помощью SEP-процесса на каждом этапе стандартного жизненного цикла системы. Рекомендуемые и необязательные мероприятия, описанные в разделе 5, следует рассматривать в проекте в процессе адаптации SEP-процесса предприятия к любой конкретной итерации SEP-процесса для всего жизненного цикла системы. Подобный подход обеспечивает гибкость проекту, которая необходима для анализа различных уровней развития системы и обеспечения соответствующей строгости применения SEP-процесса на различных стадиях жизненного цикла системы.
1.3.3 Парадигма системы
Описание SEP-процесса и его применение на протяжении всего жизненного цикла требует использования парадигмы системы для облегчения представления излагаемого материала. Термины, используемые для поддержки парадигмы, определены в разделе 3. По мере ознакомления предприятий и проектов с парадигмой они смогут заменять в ней термины на более знакомые, обычно применяемые в соответствующих отраслях промышленности или бизнес-практике. Парадигма системы является основой настоящего стандарта и описывается в следующих подразделах с целью поддержки различных применений терминологии.
По большому счету существует большое число различных систем: биологические, экологические, метеорологические и даже солнечные системы, поэтому каждую систему можно рассматривать как элемент более крупной системы; проблема состоит в понимании границ системы, которая находится в разработке, а также во взаимоотношениях и интерфейсах между рассматриваемой системой и другими системами. В центре внимания настоящего стандарта находятся специализированные системы: например, автомобильные, авиационные или информационные системы.
1.3.3.1 Иерархия элементов системы
Система, как правило, состоит из связанных между собой элементов (подсистем и компонентов) и их интерфейсов. Кроме того, эти элементы включают либо специалистов, необходимых для разработки, реализации, проведения испытаний, распространения, эксплуатации, технической поддержки или вывода из эксплуатации отдельных компонентов системы, либо обучение персонала для выполнения ими своих функций в системе. На рисунке 1 приведена иерархия элементов, которые в совокупности образуют систему. Эта обобщенная иерархия (системы) является ключевой в настоящем стандарте, поскольку она объединяет между собой древа системной архитектуры, технических требований и графических материалов, структурную декомпозицию системы SBS, технические отчеты и базовые линии конфигурации. Многие элементы в иерархии системы по ее классическому определению можно считать (отдельной) "системой", но на самом деле они в иерархии всей системы представляют собой подсистему. Аналогично процессы жизненного цикла представляют собой подсистемы в иерархии общей системы.
Рисунок 1 - Иерархия элементов в системе
Комплексные компоненты представляют собой элементы системы, состоящие из оборудования, программного обеспечения и/или персонала, которые можно различать по процессам жизненного цикла (проектирование, проведение испытаний, производство, техническая поддержка и т.д.), а предметно-ориентированная проектно-техническая группа берет на себя ответственность за разработку сложных компонентов. Комплексные компоненты могут потребовать неизменности SEP-процесса или компетенций группы по разработке компонентов.
Элементы системы могут включать в себя аппаратное и программное обеспечение, а также персонал (в зависимости от определения системы).
Примечание - Далее по тексту под определением системы будет пониматься идентификация ее определяющих элементов и подсистем, их взаимосвязей, целей, функций и ресурсов, т.е. описание допустимых состояний системы.
Персонал как элемент системы является неотъемлемой частью, интегрированной в иерархию системы, и может находиться на любом ее уровне, однако он не определен в иерархии системы, поскольку назначение этой иерархии состоит в определении элементов системы, для которых она в настоящее время определена, а вопросы интеграции человека с системой необходимо рассматривать с точки зрения роли человека в эксплуатации, производстве, технической поддержке и т.д.
Иерархия элементов в системе предназначена для демонстрации того, что система состоит из других систем (подсистем), которые представляют собой комплексные элементы, для которых не могут быть идентифицированы ни одно из существующих проектных решений или ни один поставщик. Количество уровней подсистемы или комплексных компонентов зависит от сложности разрабатываемой системы. SEP-процесс применим к каждому иерархическому уровню системы, на котором элемент системы представляет собой комплексный объект, для которого отсутствует приемлемое проектное решение или не может быть идентифицирован разработчик. После того как элемент системы идентифицирован в части оборудования, программного обеспечения или человеческих ресурсов как элемента системы, для проектирования элемента используют характерные отраслевые методологии проектирования.
1.3.3.2 Структуры из компоновочных элементов
Основные компоновочные (структурные) элементы системы приведены на рисунке 2, на котором изображена система, связанные с ней продукты, процессы жизненного цикла, необходимые для технической поддержки продукта, и подсистемы, содержащиеся в продукте. Жизненный цикл процесса состоит из стадий разработки, производства, проведения испытаний, распределения, эксплуатации, технической поддержки, обучения персонала или вывода из эксплуатации. Каждая стадия жизненного цикла является аналогом системы (подсистемы) для конкретного продукта, который должен быть разработан для реализации цели, связанной с процессом жизненного цикла. Например, продукт должен быть произведен, поэтому производство является обязательным процессом жизненного цикла. Продукты, связанные с процессом жизненного цикла производства, включают в себя специальное оборудование, инструменты, устройства, производственные процессы и процедуры. Продукты, которые связаны с процессами жизненного цикла, также могут потребовать собственного жизненного цикла, обеспечивающего потребность в разработке, проведении испытаний, производстве, распространении, эксплуатации, технической поддержке, обучении персонала и вывода из эксплуатации.
Рисунок 2 - Основные компоновочные элементы системы
1.3.3.3 Определение продукта и процесса жизненного цикла