Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57316-2016 Инновационный менеджмент. Стандартизация ключевых показателей инновационных возможностей малых и средних предприятий (Переиздание)

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 класс бенчмаркинга (benchmarking class): Образцовая модель (эталон сравнения) для составления сравнительной характеристики предприятия.

2.2 бизнес-модель (business model): Бизнес-модель описывает, каким образом предприятие развивается, реализует и поставляет произведенные ценности своим заказчикам.

Примечания

1 Описание деятельности предприятия как сложной системы с заданной точностью, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.

2 Существует три основных сферы/направления, в которых бизнес-модель может способствовать инновациям: предложение ценности (товара) - что именно продается; как осуществляется производство и продажа, а также потенциальный потребитель - для кого поставляется.

2.3 эффективность (результатов) бизнеса (business performance): Уровень (показатель) успешности бизнеса в части дохода от продаж, операционной маржи, а также в отношении эффективности и результативности организации.

2.4 компетентность и знания (competence and knowledge): Знания являются неотъемлемой частью профессионализма и навыков, которые человек использует для решения проблем. Знания основываются на данных и информации, но помимо этого привязаны к конкретному человеку. Компетентность проявляется в способности человека использовать имеющиеся знания, навыки и опыт.

2.5 аспекты (составляющие) инновационного менеджмента (dimension of innovation management): Набор факторов и показателей успеха в рамках единой концепции инновационного менеджмента.

Примечание - Существует пять ключевых аспектов, которые реализуются в рамках единой и согласованной концепции инновационного менеджмента: инновационная стратегия, инновационная организация и культура, процессы жизненного цикла инноваций, обеспечивающие факторы и инновационные результаты. Все рассмотренные составляющие инновационного менеджмента взаимосвязаны.

2.6 обеспечивающие (способствующие) факторы; факторы, способствующие инновациям (enabling factors): Множество разнообразных факторов, например информационные технологии, проектный менеджмент, менеджмент интеллектуальной собственности или человеческих ресурсов и т.д.

Примечание - Любые средства, которые могут положительным образом воздействовать на бизнес за счет инновационной деятельности.

2.7 область проектирования (field of design): Факторы и показатели (индикаторы) успеха, включающие в себя такие базисные компоненты, как инновационная культура, стратегия, компетентность и знания, технологии, продукция и услуги, процесс, структура и сетевая модель, рынки, проектный менеджмент.

2.8 незначительные (поэтапные) инновации (incremental innovations): Незначительное улучшение (частичное усовершенствование) существующих услуг, продукции, процессов, организаций и бизнес-моделей.

Примечание - Часто это является просто тренировкой при решении проблем, где цель ясна, а вот средства ее достижения требуют дополнительной проработки. Обычно проекты с использованием незначительных инноваций имеют относительно низкую степень неопределенности и сложности, а соответственно и невысокий уровень риска.

2.9 показатель; индикатор (indicator): Важный и поддающийся измерению критерий, формирующий представление о текущем состоянии каждого фактора успеха.

2.10 инновация (innovation): Внедрение нового или существенно улучшенного продукта (товара, услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода ведения бизнеса, организации рабочего места или внешних взаимодействий.

Примечание - Инновация является удобным способом решения проблем посредством использования нового подхода. Она может относиться к новым или модернизированным продуктам, услугам, методам, рынкам, формам организации и т.д. Она включает в себя целиком весь процесс от идеи как таковой, далее через разработку и изготовление, до выпуска на рынок и реализации.

2.11 инновационные возможности (innovation capability): Совокупность организационных возможностей, задействованных в рассматриваемой системе инновационного менеджмента для обеспечения ее практической реализации.

Примечание - В качестве примеров инновационных возможностей можно привести профессиональный технологический уровень, средства стратегического прогнозирования, доступ к финансированию, производственные функции и технологические процессы, способствующие достижению ощутимого инновационного результата, компетентность опытных сотрудников, способствующую достижению инновационной цели.

2.12 балльность инновационных возможностей (innovation capability score): Количественное выражение (оценка), отражающее инновационные возможности. Балльность демонстрирует уровень удовлетворенности для каждой части системы инновационного менеджмента и инновационного процесса в целом.

2.13 инновационная культура (innovation culture): Поведение, нравственные нормы, привычки, ценности, предпочтения, социальные и производственные ориентиры, являющиеся драйверами инновации на предприятии.

Примечание - Инновационная культура включает в себя нормативы, балльность инновационных возможностей и стандарты поведения, которые существуют на предприятии и оказывают позитивное либо негативное воздействие на рабочую атмосферу, генерирование идей, мотивацию, коммуникации, открытость для новых рискованных начинаний, доверие и инновационную деятельность.

2.14 процессы жизненного цикла инноваций (innovation life cycle processes): Интеграция и менеджмент процессов жизненного цикла инноваций, которые включают в себя управление идеями, разработку моделей продукта/процесса/услуги и бизнес-модели, запуск в производство и непрерывное совершенствование.

2.15 инновационная организация и инновационная культура (innovation organisation and culture): Инновационная организация и инновационная культура связывают между собой все функции, которые способствуют успешным инновациям с целью реализации инновационной стратегии и обеспечения неразрывного процесса инновационного менеджмента.

Примечание - Неразрывный инновационный процесс также объединяет в организационные структуры внешних партнеров, таких, как заказчики, поставщики, R&D-провайдеры и т.п. Инновационная культура полностью встраивает инновации в нормы и ценности корпоративной культуры, акцентируя внимание на непрерывности инновационного потока. Она уравновешивает свободу инноваций с задачей получения прибыли.

2.16 инновационный процесс (innovation process): Последовательность шагов/действий (с определенными входными и выходными ресурсами), позволяющих создавать, выбирать и превращать идеи в новые продукты, услуги, процессы, организационные модели и бизнес-модели.

2.17 инновационный рейтинг (innovation rating): Метод измерения и оценки возможностей предприятия осуществлять будущие инновации. Способность предприятия к инновациям определяется балльностью инновационных возможностей или уровнем производительности, достигнутым компанией с помощью инновационного менеджмента.