Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57313-2016 Инновационный менеджмент. Руководство по управлению инновациями (Переиздание)

     4 Введение в инновационный менеджмент


Общая схема взаимодействий, осуществляемых в рамках инновационного менеджмента

Инновационная организация должна находиться в центре экономической, социальной, экологической, институциональной и регламентарной ситуации и учитывать соответствующие контексты, с которыми она взаимодействует (см. приложение А).

В данном контексте организация должна разрабатывать свою стратегию, определять возможности и запускать свои стратегические инновационные процессы, мобилизуя все факторы внедрения.

Организация инициирует запуск и продвижение каждого из своих инновационных проектов, входящих в портфель проектов.

Целью инновационных проектов является успешное эффективное внедрение результатов инновационного процесса, а именно продукта, услуги, процесса (технологии), организационной формы, бизнес-модели - ПУТОМ (PSPOM).

Инновационный процесс вписывается в общую инновационную культуру, которую развивает организация.

Он является источником знаний и результатов, которые, в свою очередь, оказывают влияние одновременно на общую стратегию и инновационный процесс в целях капитализации и непрерывного развития.


Рисунок 1 - Общая схема взаимодействий, осуществляемых в рамках инновационного менеджмента


Структурная схема инновационного менеджмента

В целях описания инновационного процесса он представлен в форме структурной схемы, объединяющей в единое целое всю совокупность характеристик. Данная схема представлена на рисунке 2 в виде двух уровней: стратегического и операционного. Каждый из уровней представлен в виде таблицы, состоящей из четырех столбцов, соответствующих этапам (обзор процесса), и из четырех строк, представляющих области разработки (проектирования) или компетенции.

Пересечение этапов и областей конкретизируется в картах, описывающих действия (мероприятия), которые необходимо осуществить. Отношения между картами приводятся в качестве отношения "входных и выходных данных". Пользователю настоящего стандарта рекомендуется регулярно повторно позиционировать себя в общей структурной схеме с целью понимания и контроля всех действующих или желаемых взаимодействий стратегических и операционных процессов.

Области проектирования (строки структурной схемы) представлены в виде четырех групп:

- маркетинг и коммерция. Данная область охватывает все, что касается структурирования и распространения результатов инновационных проектов среди клиентов, потребителей и адресатов в широком смысле. Например, в научно-исследовательской организации она охватывает деятельность по введению в научный оборот, а в отношении организационной инновации или инновации бизнес-модели она охватывает особенности внедрения изменений внутри самой организации и в организациях-партнерах;

- технология. Не рассматривая научные и технические аспекты продуктовых и процессных инноваций, данная область охватывает совокупность технических приемов и методов, которые необходимо применять для всех типов инноваций;

- правовое и нормативное регулирование и финансы. Осуществление инновационной стратегии или особого инновационного проекта требует освоения относящихся к ним правовых и нормативных основ. Оно обязательно должно включать управление интеллектуальной собственностью, учет нормативной основы и руководство всеми финансовыми аспектами;

- управление и организация. Данная сфера охватывает управление процессами и ресурсами, регулярный отчет о готовности процессов.

На стратегическом уровне четыре этапа развиваются от этапа исследования до капитализации и от формулирования проекта к внедренным ПУТОМ (PSPOM). Они не предполагают одномерного (линейного) представления процесса, речь идет лишь об облегчении визуализации (прочтения), и являются необходимыми в применении многочисленных циклов и изменений ориентации с учетом неустойчивого характера полученных на каждом этапе результатов. Данная концепция проб и ошибок является неотъемлемой частью инновационного процесса. Каждый из этапов структурной схемы, представленный в настоящем стандарте, является вспомогательным средством подготовки управленческого решения. Утверждение следует осуществлять на каждом этапе для всей совокупности областей проектирования.

Взаимодействие между областями и этапами:

- в одной и той же области вследствие накопления информации и опыта происходит последовательное образование структуры данных с момента начала и до окончания процесса;

- на одном и том же этапе наблюдается системное взаимодействие всех областей (рыночной, технологической, правовой и финансовой). Область 4 "Управление и организация" закрепляет подходы и предлагает решения.

Связи между двумя уровнями, стратегическим и операционным, представлены далее в виде структурной схемы. В основном они располагаются между столбцом "Управление проектами" и столбцом "Капитализация" стратегического уровня и совокупностью части операционных процессов. Стратегические столбцы А (исследование) и B (оценка и принятие решений) приводят к выбору проектов, которые будут осуществляться на операционном уровне. В ходе реализации проектов стратегическое управление обеспечивается в рамках столбца С (управление проектами). Идеи и выработанные принципы текущих и завершенных проектов (результаты всех операционных этапов) накапливаются в столбце D. Необходимо подчеркнуть, что в практике инновационного менеджмента качество управления взаимодействиями между этими двумя уровнями оказывает значительное влияние на полученные результаты.

Примечание - Термин ПУТОМ (PSPOM) охватывает все формы инноваций (продукционные, в сфере услуг, процессные, организационные и в бизнес-моделях).


Рисунок 2 - Табличное представление структуры инновационного менеджмента