Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57313-2016 Инновационный менеджмент. Руководство по управлению инновациями (Переиздание)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 знания (knowledge): Совокупность сведений о чем-либо, основанных на рассуждении и поддающихся управлению. Объем знаний увеличивается пропорционально поступающей информации.

Примечание - Набор данных и информации с точки зрения некоторой определенной информационной технологии. Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, любопытства, мотивации, стилей обучения, отношения, способности доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску, наличия духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, улучшает способность действовать и принимать эффективные решения. В отличие от формализованного знания существует знание неформализованное. Оно также может быть индивидуальным и коллективным.

3.2 креативность (creativity): Творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Примечания

1 В инновационном процессе креативность часто оказывается решающим фактором. В частности, она начинает применяться при возникновении инновационных проектов (генерация идей) или эпизодически для решения какой-либо проблемы. Таким образом, она должна быть интегрирована в технологический процесс и управляться организацией.

2 Диапазон идей очень широк: от творческого замысла до изобретения (например, от коммерческой идеи до новой методики управления производством).

3.3 проектирование (design): Вклад в инновационный менеджмент, касающийся, в частности, этапов разработки основных видов инноваций [ПУТОМ (PSPOM)] и состоящий в подходе, ориентированном в т.ч. на отражение наилучшей практики и опыта.

Примечание - Проектирование является стратегическим элементом инновационного менеджмента. Проектировочное мышление является одним из методов управления проектированием.

3.4 экосистема организации (ecosystem): Множество заинтересованных сторон и контекстных элементов (технологий, нормативных актов и т.д.), которые находятся во взаимодействии с организацией и/или могут оказывать влияние на ее стратегию.

3.5 карта проекта (project sheet): Дорожная карта или итоговый документ принятия организацией решения о запуске проекта. Карта служит "маршрутным листом" для команды проекта и основой для отчетов о продвижении в отношениях между заказчиком проекта (руководство организации или сторонний клиент) и руководителем проекта.

3.6 инновация (innovation): Реализация нового или существенно улучшенного продукта (товара, услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода ведения бизнеса, организации рабочего места или внешних взаимодействий.

3.7 совместные инновации (collaborative innovation): Действия, цель которых заключается в выборе несколькими организациями-партнерами одного или нескольких инновационных проектов, принятии решения об их запуске и/или их осуществлении.

Примечание - Совместные инновации требуют, чтобы организации-партнеры пришли к соглашению о разделении рисков, объединении ресурсов и распределении прибыли от одного или нескольких инновационных проектов, являющихся предметом сотрудничества и, возможно, сформированной интеллектуальной собственности. Совместные инновации требуют особого управления в данном контексте.

3.8 внутренние инновации (internal innovation): Концепция, состоящая для организации в определении и обеспечении успешного завершения своих инновационных проектов своими собственными и/или внешними средствами, имеющимися в ее распоряжении.

3.9 открытые инновации (open innovation): Инновации, для реализации которых используются как внутренние, так и внешние идеи, как внутренние, так и внешние выходы на рынок.

Примечания

1 Интенсивность внедрения открытой инновации зависит от ситуации.

2 Концепция, состоящая во взаимодействии с экономическими, социальными, культурными и технологическими условиями с целью определения и мобилизации внешних ресурсов, необходимых для успешного завершения инновационных проектов, которые организация не смогла или не пожелала бы осуществить самостоятельно.

3.10 стратегический прогноз, SI-прогнозирование, стратегическое прогнозирование (strategic intelligence; SI): Результаты анализа стратегической информации, которые будут использованы для формирования стратегии организации (например, перспективного планирования, позиционирования, оценки влияния или защитных мер).

3.11 менеджмент знаний; МЗ (knowledge management): Дисциплинарный подход к достижению поставленных перед организацией целей путем оптимального использования знаний.

Примечание - Процесс, состоящий из всех действий, обеспечивающих возникновение, поиск, распространение, распределение, использование и капитализацию знаний, информации, опыта и квалификации в организации в целях сохранения и увеличения своего интеллектуального капитала и увеличения ценности.

3.12 бизнес-модель (business model): Абстрактное описание бизнес-пространства или его части, в котором представлены основные бизнес-процессы и коммерческие понятия, имеющие отношение к данному бизнес-пространству или его части.

3.13 организация (organization): Единый структурный комплекс ресурсов, функций, методов принятия решений в виде некоторой формы отношений (частная компания, ассоциация, государственный орган или объединение нескольких из этих образований и т.д.).

Примечание - Организация может быть государственной или частной. Примерами организаций могут быть компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.

3.14 интеллектуальная собственность (intellectual property; IP): Совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права), относящиеся:

- к произведениям в области искусства, литературным, научным и иным произведениям;

- программам для ЭВМ и базам данных;