Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55237.2-2016/ISO/TS 15007-2:2014 Эргономика транспортных средств. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 2. Оборудование и процедуры

     4 Предварительный анализ и составление плана испытаний

4.1 Отбор водителей-испытателей

Для испытаний применения определенной ИУС ТС следует проводить отбор водителей-испытателей (далее - водителей), достоверно представляющих целевую совокупность пользователей транспортных средств, оборудованных ИУС ТС. Следует учитывать такие характеристики водителей, как пол, возраст, зрительные возможности (в т.ч. нарушения восприятия цвета, наличие и тип корректирующих зрение линз) стаж и опыт вождения.

4.2 Процедура испытаний

4.2.1 Общие положения

Оценка требуемого уровня зрительной активности может быть выполнена в отношении многих форм применения ИУС ТС и различных дорожных условий. Необходимо уделять внимание следующим факторам, влияющим на зрительное поведение водителя.

4.2.2 Описание дороги и транспортной загруженности

Для каждого применения ИУС ТС должны быть выбраны подходящие условия эксплуатации. Для испытаний должны быть определены тип дороги и вероятная транспортная загруженность. Это требует документированного описания пространственной конфигурации проезжей части, установленных дорожных знаков, особенностей движения транспорта на дороге (в т.ч. скорости движения транспортного потока, возможных способах маневрирования на дороге, плотности потока транспортных средств и т.д.), а также описания поставленной задачи по управлению транспортным средством.

4.2.3 Описание транспортного средства

Транспортное средство, используемое в исследованиях, должно быть описано как можно полнее в соответствии с практическими требованиями.

Пример - Марка и модель машины или характеристики автомобильного тренажера (включая основные динамические характеристики модели транспортного средства, подвижность или неподвижность основания автомобильного тренажера, максимальный угол обзора и т.д.).

4.2.4 Описание ИУС ТС

Должны быть указаны характеристики ИУС ТС.

Пример - Тип, расположение дисплея и качество получаемого изображения (разрешение, контрастность, цветопередача, возможность появления бликов).

4.2.5 Подготовка водителя

Цели испытаний определяют требования к подготовке водителя, испытывающего ИУС ТС. Если требуется определенная подготовка для участия в испытаниях, то водитель должен получить соответствующее четкое и последовательное руководство. Задачи и подзадачи, связанные с испытаниями ИУС ТС, должны быть полностью объяснены водителю. Должны быть определены рамки ответственности водителя и лица, организующего и контролирующего проведение испытаний. В отчете необходимо фиксировать опыт водителя в использовании ИУС ТС. При определении пригодности использования ИУС ТС следует уделить внимание уровню и приемлемости подготовки водителя.

4.2.6 Исключение данных

Процедуры контроля каждого отдельного испытания в пределах программы эксперимента должны включать руководство по условиям, в которых испытания должны быть прерваны.

Пример - Испытания прерывают при невозможности выполнения задачи или подзадачи. Необходимо заранее определить, как должна быть записана информация о невозможности достижения цели и как необходимо изменить план испытаний.

4.2.7 Взаимосвязь условий эксперимента, задач и подзадач

4.2.7.1 Условия эксперимента

Данное понятие охватывает все зрительное поведение водителя во время эксперимента.

Пример - Зрительное сканирование всех установленных исследуемых областей в видимой окружающей обстановке (включая ИУС ТС) от начала до конца маршрута испытаний.

Условия эксперимента должны соответствовать целям исследований. Если исследования направлены на изучение типовых перемещений направления взгляда при решении второстепенных задач управления транспортным средством, то для планирования и проведения исследований, рекомендуется использовать указанные ниже условия эксперимента. Введенные в 4.2.7.2-4.2.7.5 понятия используют для представления характеристик интересующих интервалов времени и зрительного поведения водителя при анализе использования ИУС ТС.

4.2.7.2 Задача

Под задачей понимают определенную цель, для достижения которой необходимо осуществить последовательность действий (решить задачу). В процессе исследований изучают зрительное поведение водителя, направленное на решение задачи.

Пример - Зрительное поведение водителя, возникающее в процессе выполнения ввода пункта назначения в систему навигации.

4.2.7.3 Подзадача

Под подзадачей понимают промежуточную цель задачи. Зрительное поведение в процессе решения подзадачи также должно быть изучено.