Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33852-2016 Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия


1 - дренажный трубопровод; 2 - спускной трубопровод; 3, 4 - запорная арматура; 5, 6 -заглушка

Рисунок 2 - Задвижка с дренажным и спускным трубопроводами


Дренажный и спускной трубопроводы оснащают запорной арматурой и травмобезопасными заглушками, изготовленными из коррозионностойких сталей. Запорная арматура должна предусматривать ниппельное соединение "металл по металлу", соединение врезающимися кольцами по ГОСТ 23354 или муфтовое соединение с дренажным и спускным трубопроводами. Запорная арматура и заглушки дренажного и спускного трубопроводов должны быть рассчитаны на работу при давлении не менее номинального давления задвижки.

Спускной трубопровод располагают в верхней части крышки для обеспечения максимального удаления воздуха из корпуса задвижки при заполнении ее жидкостью.

Отвод дренажного трубопровода с запорной арматурой и заглушкой и отвод спускного трубопровода с запорной арматурой и заглушкой располагают в горизонтальной плоскости выше уровня радиусного перехода "крышка-горловина", при этом запорная арматура дренажного трубопровода, должна быть расположена выше запорной арматуры спускного трубопровода не менее чем на 100 мм.

Разъемные элементы наружной части дренажного трубопровода должны предусматривать ниппельное соединение "металл по металлу" или соединение врезающимися кольцами по ГОСТ 23354.

Элементы дренажного трубопровода, расположенные внутри корпуса задвижки, должны предусматривать уплотнение радиального типа уплотнительными кольцами из маслобензоморозостойких эластомеров.

Дренажный трубопровод, расположенный внутри корпуса, должен иметь выход наружу над крышкой.

Отверстия под дренажный и продувочный трубопроводы располагают вне сварных швов. Расстояние между краем шва приварки внутренних и внешних устройств (деталей) и краем ближайшего шва корпуса должно быть не менее толщины наиболее толстой стенки, но не менее 20 мм.

5.2.7 Задвижки DN300 должны иметь опорные поверхности для установки на фундаменте.

Допускается пересечение стыковых швов корпуса угловыми швами приварки внутренних и внешних устройств (опорных элементов и т.п.) при условии контроля всего перекрываемого участка шва корпуса и прилегающего к нему участка шириной не менее 50 мм радиографическим или ультразвуковым методом.

5.2.8 Задвижки должны иметь элементы для строповки, пригодные для подъема задвижки с приводом и узла "крышка-стойка-привод". Грузоподъемность каждого стропового устройства должна быть не менее силы, действующей на задвижку при минимальном количестве строповых устройств, одновременно участвующих в подъеме задвижки.

Конструкция элементов для строповки должна обеспечивать строповку крюками по ГОСТ 25573. Между крюком и поверхностями элемента для строповки должны быть гарантированные зазоры (рекомендуется по [7]).

5.2.9 Конструкция и расположение строповых устройств должны исключать контакт строповых тросов с поверхностью задвижки в целях сохранения АКП при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

5.2.10 При проектировании рекомендуется схема работы задвижки, при которой шибер при открытии должен перемещаться вниз, при закрытии - вверх (проходное отверстие должно быть в верхней части шибера).

5.2.11 Конструкция бугельного узла задвижек под электропривод должна предусматривать болт для крепления клеммы заземления.

Конструкция бугельного узла должна обеспечивать возможность замены ходовой гайки и подшипников без извлечения шпинделя из корпуса задвижки.

Детали бугельного и сальникового узлов должны быть изготовлены из коррозионностойких материалов или иметь защитное гальваническое покрытие (рекомендуемое - по [8] или иное коррозионно-стойкое покрытие с аналогичными параметрами).

5.2.12 Для задвижек с фланцевым и комбинированным присоединением фланцы должны соответствовать ГОСТ 33259 и/или КД.

5.2.13 Присоединительные размеры, тип и размеры уплотнительных поверхностей фланцев задвижек должны соответствовать исполнениям F (впадина), K (под линзовую прокладку) или J (под прокладку овального сечения) по ГОСТ 33259.

Присоединительные размеры, тип и размеры уплотнительных поверхностей ответных фланцев должны соответствовать исполнениям E (выступ), K или J.

Допускается изготовление фланцевых задвижек с фланцами, соответствующими исполнению В (фланцы с соединительным выступом), при применении спирально-навитых прокладок из ТРГ с ограничительными кольцами.

Требования к линзовым прокладкам и прокладкам овального сечения - по [9].

5.2.14 Герметичность сальникового уплотнения задвижек должна быть обеспечена при условии, что втулка сальника входит в сальниковую камеру не более чем на 30% своей высоты, при этом заглубление втулки должно быть не менее 3 мм. При сборке разрезы на соседних кольцах сальниковой набивки (при применении разрезных колец) смещают на угол (90±5)°.

5.2.15 Задвижки должны иметь верхнее уплотнение шпинделя, которое должно обеспечивать герметичность относительно внешней среды при номинальном усилии привода и/или принудительном поджатии ручным дублером. Утечки через верхнее уплотнение не допускаются.

Уплотнительные поверхности элементов верхнего уплотнения должны быть изготовлены из коррозионностойкой стали или иметь коррозионностойкую наплавку.

Задвижки должны быть оснащены устройством для контроля герметичности верхнего уплотнения (например, травмобезопасная пробка, прокладка).

Пример конструкции сальникового узла задвижки с устройством контроля герметичности верхнего уплотнения приведен на рисунке 3.