В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 база дымомера оптического типа L, м: Толщина оптически однородного слоя ОГ, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же ОГ, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.
3.2 влажные ОГ: ОГ, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.
3.3 вредные вещества (ВВ): Вещества, содержащиеся в ОГ и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства.
3.4 выброс ВВ: ВВ, поступающие в атмосферу с ОГ.
3.5 газоанализатор: Прибор для измерения количественного состава смесей газов.
3.6 диоксид углерода CO: Газообразный продукт полного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.
3.7 дымность: Видимая дисперсия жидких и/или твердых частиц в ОГ, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла.
3.8 дымомер: Прибор для измерения дымности ОГ.
3.9 дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности ОГ, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.
3.10 испытательный цикл: Совокупность режимов испытаний.
3.11 кислород O: Химически активный газ, являющийся окислителем для топлива при нормальных условиях, молекула которого состоит из двух атомов.
3.12 координата элементарного режима: Режим работы, характеризуемый постоянными характерными для данного интервала времени характеристиками режима движения и/или работы силовой установки.
3.13 концентрация диоксида углерода, С, %: Объемная доля в ОГ диоксида углерода.
3.14 концентрация кислорода, %: Объемная доля в ОГ кислорода.
3.15 концентрация оксида углерода, С, об. %: Объемная доля в ОГ оксида углерода.
3.16 концентрация оксидов азота, приведенных к NO, C, об. %: Объемная доля в ОГ оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем диоксида азота NO.
3.17 коэффициент ослабления светового потока N, %: Показатель дымности ОГ, измеренный оптическим методом, равный части светового потока от источника света дымомера, не достигшей приемника света из-за его поглощения, отражения и рассеивания ОГ, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.
3.18 концентрация углеводородов, приведенных к СH, С, об. %: Объемная доля в ОГ суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана СН.
3.19 оксид углерода СО: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.
3.20 оксиды азота NO: Смесь различных оксидов азота, образующихся в процессе горения топлива в двигателе.
3.21 относительная продолжительность элементарного режима: Доля работы по времени для данной координаты элементарного режима.
3.22 отработавшие газы (ОГ): Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из двигателя в его выпускную систему.
3.23 пункт экологического контроля (ПЭК): Совокупность технических средств, расположенных в специально оборудованном помещении, на рабочем месте, необходимых для проведения регулярных проверок ТПС и МВПС на соответствие техническим нормативам ВВ и дымности ОГ и обеспечивающих выполнение метрологических требований, а также требований безопасности и охраны труда, сформулированных в данном стандарте.
3.24 режим испытаний: Фиксированный режим работы ТПС и МВПС, реализуемый в процессе испытаний.
3.25 реостатные испытания: Вид статических испытаний силовой установки ТПС и МВПС, при котором нагрузка на тяговые двигатели имитируется нагрузкой на сопротивление (водяной или воздушный реостат).
3.26 система пробоподготовки (СПП): Совокупность элементов и устройств, обеспечивающих транспортировку пробы ОГ из выхлопной трубы ТПС и МВПС к измерительным приборам без изменения физико-химических свойств ОГ в заданных температурных условиях и с заданной производительностью.
3.27 среднее значение коэффициента относительной силы тяги: Среднестатистическое значение коэффициента относительной силы тяги, характерной для данной координаты элементарного режима.