В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
Примечание - Приведенные определения зачастую слишком узко трактуют термин. Более полное понимание можно получить, прочитав несколько различных определений одного и того же термина, поэтому в некоторых случаях в виде примечаний приведены альтернативные определения.
2.1 подотчетность (accountability): Ответственность за решения и действия перед руководством организации, руководящими органами и заинтересованными сторонами.
2.2 организационная структура (бизнеса) (business architecture): Структура ответственности за хозяйственную деятельность до уровня отдельных аспектов деятельности (процессов, данных, функций организации и т.д.).
2.3 экосистема бизнеса (деловая экосистема) (business ecosystem): Сеть организаций, включая поставщиков, дистрибьюторов, потребителей, конкурентов, государственные учреждения и так далее, участвующих в создании продукции или услуги посредством конкуренции и сотрудничества.
Пример - Каждая организация в "экосистеме" влияет на другие и зависит от других, создавая постоянно развивающиеся отношения, в которых каждая организация должна быть гибкой и способной адаптироваться к изменяющимся условиям (жизнеспособной), как и в биологической экосистеме.
2.4 структура бизнес-модели (business model architecture): Обобщенная структура организации с учетом потока ценностей, представленная либо со стратегической точки зрения, либо на уровне общего описания бизнес-процессов.
Примечание - Такое обобщенное понимание позволяет учесть изменения внутри организации.
2.5 бизнес-модель (business model): Концепция, охватывающая набор объектов, понятий и связей между ними, используемых для описания деятельности организации или сети организаций.
Примечание - Следует выбирать, какие понятия и связи необходимо использовать для создания бизнес-модели и представления того, какую ценность организация предоставляет потребителям, как это делается и с какими финансовыми результатами.
2.6 архетипы элементов бизнес-модели (business model elements archetypes): Общие закономерности внутри одного элемента бизнес-модели.
2.7 элементы бизнес-модели (business model elements): Компоненты, используемые для описания бизнес-модели.
2.8 бизнес-модель для обеспечения устойчивого развития (business model innovation for sustainability): Процесс определения основной цели и способов ее достижения в соответствии с целями устойчивого развития (экономической, социальной и экологической).
Примечание - Устойчивое развитие создает дополнительные преимущества, или значительно снижает негативные воздействия на окружение и/или общество, путем изменения способа создания и поставки ценностей потребителям.
2.9 бизнес-моделирование (business modelling): Процесс систематического анализа или разработки элементов бизнес-модели.
2.10 схема бизнес-моделирования (business modelling framework): Описание процесса и методов, обеспечивающих анализ и разработку бизнес-модели.
2.11 окружающая среда (environment): Условия, в которых организация осуществляет свою деятельность, включающие воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и взаимосвязь перечисленных факторов.
Примечание - Окружающая среда охватывает как условия внутри организации, так и вне ее.
2.12 зрелость (maturity): Уровень развития определенной способности или достижения цели.
2.13 модель зрелости (maturity model): План определения возможностей организации в достижении целей по отношению к определенной области менеджмента.
2.14 сеть (network): Группа, состоящая из трех или более организаций, взаимодействующих таким образом, что это способствует достижению общей цели.
2.15 управление организацией (organisational governance): Система принятия решений и осуществления деятельности организации для достижения целей.
2.16 измерение или определение показателей функционирования (performance measurement): Процесс получения данных о показателях функционирования организации и формирование итоговой информации, отражающей взаимосвязь данных с конкретными условиями.
2.17 социальная ответственность (social responsibility): Ответственность организации за последствия ее решений и деятельности для общества и окружающей среды посредством ее приверженности принципам прозрачности и этичного поведения, которая:
- способствует достижению устойчивого развития, включая обеспечение здоровья и благополучия общества;
- учитывает ожидания заинтересованных сторон;
- соответствует действующему законодательству и международным нормам этичного поведения;
- является основой всей деятельности организации и ее взаимоотношений с партнерами.
Примечания