Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р 57273-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СЕТЕЙ


Общие положения


Sustainable development of production networks. General guidance

ОКС 13.180

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2016 г. N 1721-ст

4 В настоящем стандарте реализованы положения международного документа CWA 16768:2014* "Структура создания ценности устойчивого развития в производственных сетях" (CWA 16768:2014 "Framework for Sustainable Value Creation in Manufacturing Network")

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Рост объемов торговли и коммерческие производственные приемы работы вызывают значительные экологические и социальные трудности для организаций и общества. Развитие международной торговли и транспортировки сырья, энергии, промежуточных продукции и услуг, расширение количества заинтересованных сторон, участвующих в производстве, ограниченность ресурсов и ориентация на социальную ответственность повысили потребность организаций в более полной интеграции устойчивого развития в свою деятельность.

Производство включает изготовление продукции и более обширную производственную деятельность внутри сети, связанную с созданием ценностей устойчивого развития (далее - ценностей), которая использует взаимосвязи между заинтересованными сторонами. Широко распространено в мире понимание производства как сети комплексных, ориентированных на развитие отношений участников. Следовательно, постоянное развитие производственных сетей - координация и взаимодействие между их возможностями и взаимосвязями - становится жизненно важным для прогресса. Внешние (макроэкономическая стабильность, торговые политики) и внутренние воздействия (инновации в процессах, экономические преимущества, конкуренция, корпоративная культура, структура организации) привели организации к изменению системы производства и его заинтересованности в максимизации получаемых преимуществ. Распространение новых технологических приемов в деятельности и изменяющаяся бизнес-среда, которая активно влияет на общество и экологию, заставили изготовителей искать новые подходы для результативного управления производством - от поставок и производства до распределения, логистической поддержки продукции и поддержки продукции после завершения срока службы.

Растущий интерес к устойчивому развитию вызвал новые проблемы и новые возможности для общества и бизнеса. В существующей производственной ситуации, основная часть возможностей решения возникающих проблем основана на управлении сложными сетями создания ценностей в области устойчивого развития. Создание ценностей - это основной вклад бизнеса в устойчивое развитие, то есть создание долгосрочных ценностей в социальной, экологической и экономической сферах. Однако, отдельные организации сами по себе не способны создать и обеспечить ценности и произвести необходимые изменения в сети создания ценностей. Для развития общих подходов к устойчивому развитию производства и обслуживания необходимо сотрудничество участников производственной сети.

Организации развивают новые подходы к анализу и управлению сетью создания ценностей устойчивого развития. Если партнеры по сети не способны решать возникающие проблемы относительно регулирования, отчетности, гарантии совместимости, дефицита ресурсов, то это может существенно повлиять на менеджмент риска и возможности бизнеса. Для приобретения возможностей устойчивого развития организации необходимо быть проактивной. Это требует от организаций создания новой продукции и развития рынков, а также оптимизации своих сетей создания ценностей устойчивого развития (далее сетей создания ценностей).

     1 Область применения

В настоящем стандарте установлены способы разработки бизнес-моделей, моделей управления, устойчивых решений и менеджмента существующих и вновь создаваемых производственных сетей, отвечающих требованиям устойчивого развития. Стандарт может быть применен также к сервисным сетям.

     2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание - Приведенные определения зачастую слишком узко трактуют термин. Более полное понимание можно получить, прочитав несколько различных определений одного и того же термина, поэтому в некоторых случаях в виде примечаний приведены альтернативные определения.

2.1 подотчетность (accountability): Ответственность за решения и действия перед руководством организации, руководящими органами и заинтересованными сторонами.

2.2 организационная структура (бизнеса) (business architecture): Структура ответственности за хозяйственную деятельность до уровня отдельных аспектов деятельности (процессов, данных, функций организации и т.д.).

2.3 экосистема бизнеса (деловая экосистема) (business ecosystem): Сеть организаций, включая поставщиков, дистрибьюторов, потребителей, конкурентов, государственные учреждения и так далее, участвующих в создании продукции или услуги посредством конкуренции и сотрудничества.

Пример - Каждая организация в "экосистеме" влияет на другие и зависит от других, создавая постоянно развивающиеся отношения, в которых каждая организация должна быть гибкой и способной адаптироваться к изменяющимся условиям (жизнеспособной), как и в биологической экосистеме.

2.4 структура бизнес-модели (business model architecture): Обобщенная структура организации с учетом потока ценностей, представленная либо со стратегической точки зрения, либо на уровне общего описания бизнес-процессов.

Примечание - Такое обобщенное понимание позволяет учесть изменения внутри организации.

2.5 бизнес-модель (business model): Концепция, охватывающая набор объектов, понятий и связей между ними, используемых для описания деятельности организации или сети организаций.

Примечание - Следует выбирать, какие понятия и связи необходимо использовать для создания бизнес-модели и представления того, какую ценность организация предоставляет потребителям, как это делается и с какими финансовыми результатами.

2.6 архетипы элементов бизнес-модели (business model elements archetypes): Общие закономерности внутри одного элемента бизнес-модели.

2.7 элементы бизнес-модели (business model elements): Компоненты, используемые для описания бизнес-модели.

2.8 бизнес-модель для обеспечения устойчивого развития (business model innovation for sustainability): Процесс определения основной цели и способов ее достижения в соответствии с целями устойчивого развития (экономической, социальной и экологической).

Примечание - Устойчивое развитие создает дополнительные преимущества, или значительно снижает негативные воздействия на окружение и/или общество, путем изменения способа создания и поставки ценностей потребителям.

2.9 бизнес-моделирование (business modelling): Процесс систематического анализа или разработки элементов бизнес-модели.

2.10 схема бизнес-моделирования (business modelling framework): Описание процесса и методов, обеспечивающих анализ и разработку бизнес-модели.

2.11 окружающая среда (environment): Условия, в которых организация осуществляет свою деятельность, включающие воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и взаимосвязь перечисленных факторов.

Примечание - Окружающая среда охватывает как условия внутри организации, так и вне ее.

2.12 зрелость (maturity): Уровень развития определенной способности или достижения цели.

2.13 модель зрелости (maturity model): План определения возможностей организации в достижении целей по отношению к определенной области менеджмента.

2.14 сеть (network): Группа, состоящая из трех или более организаций, взаимодействующих таким образом, что это способствует достижению общей цели.

2.15 управление организацией (organisational governance): Система принятия решений и осуществления деятельности организации для достижения целей.

2.16 измерение или определение показателей функционирования (performance measurement): Процесс получения данных о показателях функционирования организации и формирование итоговой информации, отражающей взаимосвязь данных с конкретными условиями.

2.17 социальная ответственность (social responsibility): Ответственность организации за последствия ее решений и деятельности для общества и окружающей среды посредством ее приверженности принципам прозрачности и этичного поведения, которая:

- способствует достижению устойчивого развития, включая обеспечение здоровья и благополучия общества;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон;

- соответствует действующему законодательству и международным нормам этичного поведения;

- является основой всей деятельности организации и ее взаимоотношений с партнерами.

Примечания

1 Деятельность охватывает продукцию, услуги и процессы.

2 Взаимоотношения распространяются на деятельность организации в рамках сферы ее влияния.

2.18 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо или организация, которые могут влиять, могут быть затронутыми или воспринимают себя затронутыми решением или деятельностью организации.

2.19 устойчивое развитие (sustainability): Способность объекта сохранять свои экологические, социальные и экономические показатели для существующих и будущих поколений.

Примечание - Устойчивое развитие характеризуют экономический, экологический и социальный показатели.

2.20 бизнес-модель устойчивого развития (sustainable business model): Логическая схема взаимосвязей ценностей устойчивого развития, которая охватывает экономические, экологические и социальные цели, с учетом интересов всех групп заинтересованных сторон.

2.21 устойчивое развитие производства (sustainable manufacturing): Возможности производства рационально использовать природные ресурсы путем создания продукции и принятия решений (с привлечением сети поставщиков, партнеров и персонала), которые благодаря новым технологиям и мерам регулирования отвечают целям устойчивого развития (экономическим, экологическим и социальным).

2.22 устойчивая производственная сеть (sustainable manufacturing network): Сеть организаций, которая (1) нацелена на то, чтобы все ее участники получали конкурентное преимущество посредством взаимодействия и сотрудничества, и, таким образом, (2) способная сбалансировать три ключевых аспекта устойчивого развития (экологический, экономический и социальный).

2.23 устойчивое решение (sustainable solution): Комбинация материальной продукции и нематериальных услуг, обеспечивающая удовлетворение потребностей заинтересованных сторон, достижение целей устойчивого развития (экологических, социальных и экономических).

2.24 ценности устойчивого развития (sustainable value): Ценности, формируемые в результате внедрения в организации принципов устойчивого развития в экономической, социальной и экологической сферах.

Примечания

1 Экономические ценности устойчивого развития: прибыль, рентабельность, рост доходов, финансовая устойчивость.

2 Экологические ценности устойчивого развития: ресурсы используют без превышения темпов регенерации и возобновления, уровни выбросов и отходов не превышают возможностей окружающей среды по их разложению, обеспечивается защита биологического разнообразия и положительное влияние на окружающую среду для компенсации превышения загрязнений в прошлом.

3 Социальные ценности устойчивого развития: искоренение нищеты, социального неравенства, развитие сообществ, сохранение здоровья и безопасности, обеспечение работой и достойной оплатой труда.

2.25 ценности (value): Преимущества, получаемые заинтересованной стороной в результате деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs