Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     ГОСТ Р 57271.1-2016/
EN 15221-1:2006

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МЕНЕДЖМЕНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ НЕДВИЖИМОСТЬЮ


Часть 1


Термины, определения и область применения


Facility management. Part 1. Terms, definitions and scope

ОКС 03.100.40

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2016 г. N 1715-ст

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 15221-1:2006* "Менеджмент вспомогательных процессов в управлении недвижимостью - Часть 1. Термины и определения" (EN 15221-1:2006 "Facility management - Part 1: Terms and definitions", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Международный стандарт разработан CEN/TC 348 "Facility Management"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

На основе исторических и культурных традиций, а также отраслевых особенностей организации выработали различные подходы к работе в области управления недвижимостью. Все организации, как государственные, так и частные, используют здания, активы и услуги, необходимые для поддержки основных видов деятельности. Управление недвижимостью включает управление активами, услугами и изменениями. Управление недвижимостью помогает обеспечивать бесперебойную работу организации, удовлетворять все возникающие потребности, помогает оптимизировать затраты и способы использования активов и услуг.

Основными преимуществами управления недвижимостью являются:

- обеспечение эффективного обмена информацией между сторонами спроса и предложения вспомогательных услуг в области управления недвижимостью (далее - вспомогательных услуг) путем назначения уполномоченных лиц как единственных точек контакта при предоставлении услуг, определенных в соглашении по управлению вспомогательными услугами в области управления недвижимостью;

- наиболее эффективное использование совместной работы по управлению вспомогательными услугами, способствующее повышению объема производства и сокращению затрат организации;

- создание и поддержка системы внутренних и внешних обязательств при предоставлении услуг, принятых на основе стратегических решений в соответствии с системными процедурами в области внутренних и внешних поставок;

- сокращение конфликтов между внутренними и внешними поставщиками услуг;

- интеграция и координация всех необходимых вспомогательных услуг;

- обеспечение информации об уровне и стоимости предоставления услуг и ее эффективное доведение до сведения конечных пользователей;

- повышение устойчивости развития организации путем внедрения анализа жизненного цикла услуг.

Рынок управления недвижимостью показывает, что эта область должна быть определена и описана более детально. Оптимизация управления недвижимостью требует широкого и ясного понимания взаимосвязи основных процессов с процессами управления недвижимостью. В настоящем стандарте приведены основные положения управления недвижимостью и соответствующие термины и определения.

Установление терминов и единых определений в области управления недвижимостью помогает:

- улучшить взаимосвязь между заинтересованными сторонами;

- повысить эффективность основных видов деятельности и процессов в области управления недвижимостью, а также повысить качество полученных результатов;

- разработать методы и системы управления недвижимостью.

Настоящий стандарт устанавливает основу для разработки других стандартов в области управления недвижимостью.

Для обеспечения более точного понимания терминов и определений, установленных в настоящем стандарте, предварительно рекомендуется ознакомиться с моделью, приведенной в приложении А. Модель управления недвижимостью разработана на основе нескольких существующих вариантов. При разработке модели управления недвижимостью необходимо обеспечить простоту и четкость ее понимания, а также возможность ее адаптации к другим целям и системам организации.

     1 Область применения

В настоящем стандарте установлены термины и определения в области управления недвижимостью, а также область применения управления недвижимостью.

     2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание - Дополнительные термины в области менеджмента вспомогательных процессов могут быть установлены в отраслевых документах по управлению вспомогательными процессами.

2.1 бенчмаркинг (benchmarking): Процесс анализа эффективности предоставления вспомогательных услуг (включая стоимостной анализ) и сравнения внутренних и/или внешних полученных результатов предоставления этих услуг.

2.2 организация, подразделение, клиент (client): Организация (подразделение организации), получающая услуги в области управления недвижимостью в соответствии с соглашением об управлении вспомогательными услугами.

Примечание - Организация действует на стратегическом уровне и играет основную роль на всех этапах взаимоотношений организации с поставщиками услуг. Управляющая организация определяет перечень вспомогательных услуг, необходимых для обеспечения функционирования ее основных процессов.

2.3 потребитель (customer): Подразделение организации, которое определяет необходимость и заказывает поставку вспомогательных услуг в соответствии с соглашением об управлении вспомогательными услугами.

Примечание - Потребитель действует на тактическом уровне.

2.4 конечный пользователь (end user): Лицо, которому непосредственно предоставляют вспомогательные услуги.

Примечание - Посетитель организации может быть конечным пользователем.

2.5 менеджмент вспомогательных процессов в управлении недвижимостью (организации) (facilities management, facility management): Управление процессами организации в области недвижимости и их интеграцией в общую систему процессов, необходимое для разработки и предоставления согласованных услуг, обеспечивающих функционирование и повышение эффективности основных видов деятельности организации.

2.6 вспомогательные активы (недвижимые активы) (facility): Физические активы и средства, поддерживающие работу организации.

2.7 соглашение об управлении вспомогательными услугами (facility management agreement): Письменное или устное соглашение между управляющей организацией и внутренними или внешними поставщиками услуг, определяющее условия предоставления вспомогательных услуг.

2.8 договор о предоставлении вспомогательных услуг (facility management contract): Формальное соглашение в области управления недвижимостью между юридическими лицами.

2.9 сторона договора о предоставлении вспомогательных услуг (facility management contractor): Организация, заключающая договор на предоставление вспомогательной услуги или несущая ответственность за выполнение этого договора.

2.10 поставщик вспомогательных услуг (facility management service provider): Организация, предоставляющая управляющей организации согласованные вспомогательные услуги в соответствии с условиями соглашения об управлении вспомогательными услугами.

Примечание - Поставщик вспомогательных услуг может быть внутренним или внешним по отношению к управляющей организации.

2.11 вспомогательная услуга в области управления недвижимостью, вспомогательная услуга (facility service): Услуга, обеспечивающая функционирование основных видов деятельности организации, предоставляемая внутренними и/или внешними поставщиками.

Примечание - Вспомогательные услуги в области управления недвижимостью обычно связаны с двумя направлениями работы организации "Пространство и инфраструктура" и "Люди и организация".

2.12 интегрированные вспомогательные услуги (integrated facility services): Вспомогательные услуги, связанные между собой.

2.13 ключевой показатель эффективности; KPI (key performance indicator, KPI): Основной показатель, характеризующий наиболее существенные данные о предоставляемой вспомогательной услуге.

2.14 основной вид деятельности (primary activities): Деятельность, на которой специализируется организация, являющаяся основным звеном в стоимостной цепочке.

Примечание - Каждая организация самостоятельно определяет свои основные и вспомогательные виды деятельности, состав которых необходимо непрерывно обновлять.

2.15 соглашение об уровне предоставления услуги; SLA (service level agreement, SLA): Соглашение между организацией (потребителем) и поставщиком услуг, содержащее описание уровня производительности, методов и средств измерений, качества и условий предоставления услуги.

Примечание - Соглашение об управлении вспомогательными процессами состоит из основных положений, применимых ко всему соглашению, и специальных положений об уровне предоставления услуг, применимых только к вспомогательным услугам. В соглашение об управлении вспомогательными услугами обычно включено несколько пунктов об уровне предоставления услуг.

2.16 поставщик услуг (service provider): Организация, несущая ответственность за поставку одной или более вспомогательных услуг.

Примечание - Поставщик услуг может быть внутренним или внешним по отношению к управляющей организации.

2.17 исполнитель (supplier): Поставщик вспомогательных продукции или услуг.

     3 Область применения управления недвижимостью

Управление недвижимостью охватывает широкий диапазон процессов, услуг, видов деятельности и материальных активов. Каждая организация самостоятельно определяет свои основные и вспомогательные виды деятельности. В приложении В приведено описание взаимосвязи между вспомогательными услугами и другими поддерживающими услугами организации.

Область применения управления недвижимостью может быть определена на основе требований управляющей организации, связанных с двумя основными направлениями работы:

- пространство и инфраструктура;

- люди и организация.

Направленность требований управляющей организации на одну из этих областей определяет специфику управления недвижимостью организации. В приложении В для каждого типа требований управляющей организации приведены примеры услуг, соответствующих этим требованиям, и область применения управления недвижимостью. В условиях постоянного изменения экономической ситуации требования управляющей организации также изменяются.

Использование базовой концепции управления недвижимостью должно обеспечить управление на стратегическом и тактическом уровне и помочь координировать предоставление согласованных вспомогательных услуг в области управления недвижимостью. Для этого необходимо обеспечить соответствующую квалификацию персонала и перейти к системному подходу при предоставлении услуг в отличие от независимого предоставления одной или более услуг.

Приложение А
(справочное)

Модель управления недвижимостью

А.1 Общие положения

В данном приложении приведена модель управления недвижимостью, которая принята за основу при описании того, как процессы управления недвижимостью поддерживают основные виды деятельности организации. Модель управления недвижимостью связана с соотношением спроса и предложения при предоставлении вспомогательных услуг и показывает разные уровни возможного взаимодействия в этом процессе.


Рисунок А.1 - Модель управления недвижимостью

А.2 Организация

Для достижения своих стратегических целей организация использует основные процессы. Изменения экономической ситуации, законодательства, технологий и других воздействующих факторов постоянно влияют на эти процессы и требуют их изменения. Этими изменениями необходимо управлять на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях для обеспечения жизнеспособности и соответствия изменению спроса.

Вспомогательные услуги в области управления недвижимостью, которые могут быть выполнены внутренними или внешними поставщиками услуг, оказывают прямое воздействие на результативность и эффективность основных видов деятельности. Каждая организация самостоятельно определяет свои основные и вспомогательные виды деятельности и непрерывно обновляет их разделение на основные и вспомогательные.

В организации условно можно выделить управляющее подразделение (организацию), потребителей и конечных пользователей. В обязанность управляющей организации входит обеспечение организации управлением недвижимостью и предоставление необходимых вспомогательных услуг. Потребитель определяет и заказывает поставку этих услуг в соответствии с условиями соглашения об управлении вспомогательными услугами. На оперативном уровне конечные пользователи получают эту услугу (если применимо).