4.1 Общие положения
Описанные ниже процессы относятся к оцениваемым транспортным услугам и не ограничены пределами конкретной организации.
4.2 Рассматриваемые процессы
Оценки потребления энергии и выбросов парниковых газов при оказании транспортных услуг должны быть выполнены как для работы транспортного средства, так и для энергетического цикла энергоносителя, используемого данным транспортным средством.
Работа транспортного средства включает в себя функционирование всех бортовых систем, в том числе работу двигателя и вспомогательного оборудования.
Пример - Главные двигатели, вспомогательное оборудование для поддержания температуры грузового помещения, бортовые погрузочно-разгрузочные устройства.
Энергетические циклы включают в себя:
- для топлива: добычу или выращивание первичных источников энергии, их переработку, очистку, транспортирование и распределение на всех стадиях производства энергоносителя;
- для электроэнергии: добыча и транспортирование первичных источников энергии, преобразование и генерирование электроэнергии, ее передача и потери в электросети.
Примечание 1 - Неучитываемые процессы и их примеры приведены в 4.3.
Примечание 2 - Для количественных оценок процессов в рамках энергетического цикла могут быть использованы соответствующие законодательные акты и иные нормативно-правовые документы. Однако информация, содержащаяся в этих документах, может быть не полной (например, касаться только выбросов или поставки электроэнергии только от электростанции до потребителя).
4.3 Процессы, не включаемые в рассмотрение
При оценке потребления энергии и выбросов парниковых газов в ходе предоставления транспортных услуг не следует учитывать:
- прямые выбросы парниковых газов в результате утечек, например охлаждающего агента или природного газа, в транспортном средстве;
- дополнительные эффекты, связанные с горением авиационного топлива, в верхних слоях тропосферы (конденсационный след самолета, образование перистых облаков и т.д.);
- процессы, связанные с кратковременным сопровождением транспортного средства по соображениям безопасности или работой вспомогательных средств управления движением, таких как буксиры для судов в портах, тягачи для самолетов в аэропортах и т.д.;
- процессы, реализованные с помощью погрузочно-разгрузочных устройств для грузов или внешних устройств передвижения для пассажиров (например, лифтов и движущихся дорожек), для перевалки груза или перемещения пассажиров. В услугах экспресс - доставки и других сетевых транспортных услугах сюда входят также погрузо-разгрузочные работы внутри платформы, состоящие из погрузки и разгрузки упаковок и поддонов;
- процессы административного уровня в организациях, задействованных в транспортных услугах. К таким процессам относятся эксплуатация зданий, поездки и командировки, работа компьютерных систем и т.д.;
- процессы строительства, технического обслуживания и утилизации транспортных средств;
- процессы строительства, обслуживания и демонтажа транспортной инфраструктуры, используемой транспортными средствами;
- работы в энергетике, не связанные с энергетическим циклом, такие как производство или строительство добывающего оборудования, транспортной и распределительных систем, систем нефтепереработки, систем обогащения, производства, электростанции и т.д., их повторное использование, переработка и утилизация.
4.4 Парниковые газы
В расчет выбросов парниковых газов следует включать следующие шесть газов: диоксид углерода , метан , оксид азота , гидрофторуглероды , перфторуглероды и гексафторид серы . Любые другие газы должны быть из расчетов исключены.
4.5 Углеродная компенсация и торговля квотами на выбросы
Результаты углеродной компенсации или торговли квотами на выбросы не должны учитываться для расчета и декларирования энергопотребления, выбросов парниковых газов в ходе предоставления транспортных услуг.