ГОСТ Р 57262-2016/
EN 16258:2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Расчет и декларирование энергопотребления и выбросов парниковых газов при предоставлении транспортных услуг
Ecological management. Calculation and declaration of energy consumption and GHG emissions of transport services
ОКС 03.220.01
Дата введения 2017-12-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация, удар и контроль технического состояния"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2016 г. N 1687-ст
4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 16258:2012* "Методология расчета и декларирования энергопотребления и выбросов парниковых газов при оказании транспортных услуг (грузовых и пассажирских перевозок)" (EN 16258:2012 "Methodology for calculation and declaration of energy consumption and GHG emissions of transport services (freight and passengers)", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
В настоящем стандарте предложены методика и требования для расчета и декларирования потребления энергии и выбросов парниковых газов при предоставлении транспортных услуг. Основное внимание уделено вопросам потребления энергии и выбросов парниковых газов, обусловленное использованием различных видов средств передвижения на суше, в воде и в воздухе в процессе перевозок. Вместе с тем при расчете потребления энергии и выбросов парниковых газов необходимо также учитывать потребление энергии (топливной или электрической) и выбросы транспортных средств, используемых при получении, переработке, поставке и использовании энергии. Таким образом, при выполнении расчетов и составлении деклараций для потребителей транспортных услуг использован подход, основанный на полном цикле преобразования энергии.
Основные положения, содержание и структура настоящего стандарта ориентированы на то, чтобы сделать его широко применимым во всей транспортной отрасли и доступным для различных групп пользователей. Следует иметь в виду, что поставщики транспортных услуг отличаются широким разнообразием - от транснациональных корпораций, осуществляющих перевозки разными видами транспорта по всему миру, до небольших местных операторов, предоставляющих услуги для конечного пользователя. Разнообразна также группа пользователей настоящего стандарта, а мониторинг энергоресурсов и выбросов в организациях может отличаться по степени его развития и детализации. Поэтому в настоящем стандарте сделана попытка найти компромисс между научной строгостью и простотой изложения, чтобы удовлетворить потребности как можно более широкого круга пользователей.
Применение настоящего стандарта позволит обеспечить единый подход и общую основу расчета и декларирования потребления энергии и выбросов парниковых газов в ходе предоставления транспортных услуг независимо от уровня их сложности (как простой, состоящей из одной поездки, так и в рамках комплексной системы перевозок, которая может включать в себя несколько этапов, более одного типа транспортного средства, различные виды транспорта и несколько компаний в рамках транспортной цепи поставок). Применение настоящего стандарта обеспечит большую последовательность и прозрачность процедуры декларирования, а также привязку энергопотребления и выбросов к объектам транспортирования (грузам или пассажирам).
Предполагается, что в последующих версиях настоящего стандарта количественные границы будут расширены за счет учета дополнительных аспектов транспортных услуг, связанных, например, с перемещением грузов в транспортных терминалах, операциями при транзитных перевозках и пр.
Настоящий стандарт является прямым применением ЕН 16258:2012, и содержащиеся в нем стандартные значения взяты из источников, описывающих практику эксплуатации европейских транспортных и энергетических систем. Применение методологии настоящего стандарта для расчета показателей транспортных систем других регионов может потребовать других стандартных значений, взятых из соответствующих надежных источников.
Настоящий стандарт устанавливает общую методику расчета и декларирования потребления энергии и выбросов парниковых газов в процессе транспортных перевозок (грузовых, пассажирских или грузо-пассажирских).
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы, понятия, ограничения и методы расчета, обеспечивающие получение надежных данных и поддающихся проверке деклараций потребления энергии и выбросов парниковых газов в ходе предоставления любой транспортной услуги. Приведены практические примеры применения этих принципов.
Настоящий стандарт может применяться:
- операторами транспортных услуг (грузовые и пассажирские перевозки);
- организаторами транспортных услуг (перевозчиками, выполняющими транспортные операции по субподряду, транспортными и туристическими компаниями);
- потребителями транспортных услуг (грузоотправителями и пассажирами).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 Общие термины
2.1.1 эквивалент диоксида углерода ; -эквивалент (carbon dioxide equivalent; ): Единица сравнения излучающей способности массы данного парникового газа с диоксидом углерода.
Примечание - Эквивалент диоксида углерода рассчитывают путем умножения массы данного парникового газа на его потенциал глобального потепления.
[ИСО 14064-1:2006, статья 2.19]
2.1.2 углеродная компенсация (carbon offsetting): Механизм компенсации углеродного следа продукции за счет предотвращения, сокращения или устранения соответствующей доли выброса парниковых газов в других процессах, не связанных с данной продукцией.
[ИСО 14021:2016, статья 3.1.12 с изменениями]
2.1.3 груз (cargo): Группа товаров, перевозимая из одного места в другое с помощью транспортного средства.
Примечание - Груз может состоять из жидких или твердых материалов либо веществ без какой-либо упаковки, например сыпучий груз, или незакрепленных изделий неупакованных товаров, посылок, приходящих грузов (на поддонах или в контейнерах) или грузов, погруженных на транспортное средство и перевозимых на нем.
[ЕН 14943:2005]
2.1.4 энергия (energy): Электричество, топливо, пар, тепло, сжатый воздух и подобные ресурсы.
[ЕН ИСО 50001:2011, словарная статья 3.5]
2.1.5 энергоноситель (energy carrier): Материя в виде вещества или поля, обладающая энергией, которая может быть использована для целей энергопотребления.
[ИСО 13600:1997, словарная статья 2.5]
2.1.6 потребление энергии (energy consumption): Количество потребленной энергии.
[ЕН ИСО 50001:2011, статья 3.7]
2.1.7 коэффициент энергетического содержания (energy factor): Коэффициент, связывающий потребление энергии с совершаемой транспортным средством работой.
2.1.8 использование энергии (energy use): Способ или вид применения энергии.
Пример - Двигатель автомобиля, охлаждение, отопление.
[ЕН ИСО 50001:2011, статья 3.18 с изменениями]
2.1.9 транспортный груз (freight): Товар, перевозимый из одного места в другое.
[ЕН 14943:2005]
2.1.10 потребление топлива (fuel consumption): Количество энергоносителя, используемое транспортными средствами.
Примечание 1 - В целях упрощения определение включает в себя все энергоносители, в том числе и электричество.
Примечание 2 - Для железнодорожного транспорта, работающего на принципе электрической тяги, потребление топлива рассчитывают как суммарное количество энергии, полученной от соприкосновения с контактным проводом за вычетом любой энергии, возвращенной к контактному проводу транспортным средством. Энергия возвращается (по контактному проводу) при рекуперативном торможении, так что энергия, вырабатываемая во время торможения, становится доступной для других потребителей, подключенных к контактному проводу.
2.1.11 потенциал глобального потепления (global warming potential; GWP): Коэффициент, устанавливающий степень воздействия излучательной способности одной единицы массы конкретного парникового газа относительно соответствующей единицы диоксида углерода за установленный период времени.
[ИСО 14064-1:2006, статья 2.18]
2.1.12 парниковый газ (greenhouse gas; GHG): Газообразная составляющая атмосферы природного и антропогенного происхождения, которая поглощает и испускает излучение при определенных длинах волн в диапазоне спектра инфракрасного излучения, испускаемого поверхностью Земли, атмосферой и облаками.
Примечание - В настоящем стандарте в качестве парниковых газов рассматриваются только диоксид углерода , метан , оксид азота , гидрофторуглероды , перфторуглероды и гексафторид серы . Данные шести газообразных сред приведены в приложении А к Киотскому протоколу Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
[ИСО 14064-1:2006, статья 2.18]
2.1.13 коэффициент выбросов парниковых газов (greenhouse gas emission factor; GHG emission factor): Показатель, связывающий вид деятельности с величиной выброса парниковых газов.
2.1.14 транспортное средство (means of transport): Судно, сухопутное перевозочное средство или другое средство передвижения, используемое для перевозки пассажиров и/или грузов.
[ЕН 14943:2005]
2.1.15 пассажир (passenger; pax): Человек, перевозимый на транспортном средстве и не принимающий участие в его работе.
Примечание - Данный термин также используют при подсчете числа перевозимых людей.
2.1.16 маршрут (route): Путь следования из начальной точки в конечную точку.
[ЕН 14943:2005]
2.1.17 перевозка (transport): Перемещение пассажиров и/или грузов.
Примечание - Термин "перевозка" обычно используют для обозначения перемещения с применением специальных средств.
[ЕН 14943:2005]
2.1.18 стандартный (двадцатифутовый) контейнер (twenty-foot equivalent unit; TEU): Стандартный контейнер размером 6,10 м, который применяется в качестве единицы измерения для контейнеров различной длины, объема контейнерных судов и терминалов.
Примечание - Один стандартный сорокафутовый контейнер эквивалентен двум стандартным контейнерам.
[ЕН 14943:2005]
2.2 Специальные термины
2.2.1 стандартное значение (default value): Значение показателя, полученное из внешнего источника и не определяемое оператором транспортной услуги.
Примечание - Методические указания по использованию данного понятия даны в 5.4.
2.2.2 порожний рейс (empty trip): Часть маршрута транспортного средства, в течение которого не осуществляется перевозка пассажиров либо грузов.
Пример - Передвижение транспортного средства к начальной точке маршрута.
2.2.3 энергетический цикл (energy process): Процесс, включающий все уровни преобразования энергоносителя, начиная с его получения и переработки вплоть до доставки транспортному средству.