Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-5-2016 Информационные технологии (ИТ). Оценка процессов. Часть 5. Образец модели оценки процессов жизненного цикла программного обеспечения

     5.2 Группа процессов организационного обеспечения проекта ORG

5.2.1 ORG.1 Менеджмент моделью жизненного цикла

Идентификатор процесса

ORG.1

Имя процесса

Менеджмент моделью жизненного цикла

Назначение процесса

Цель процесса менеджмента моделью жизненного цикла заключают в определении, сопровождении и обеспечении гарантии наличия политик, процессов жизненного цикла, моделей жизненного цикла и процедур для использования организацией в пределах области применения настоящего стандарта.

Данный процесс предусматривает политики, процессы и процедуры жизненного цикла, согласованные с целями организации, которые определяются, адаптируются, совершенствуются и сопровождаются для поддержки отдельных потребностей проекта в пределах задач и функций организации и готовы к применению с использованием эффективных испытанных методов и инструментария

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса менеджмента моделью жизненного цикла:

a) предоставляют политики и процедуры менеджмента и развертывания моделями и процессами жизненного цикла;

b) определяют обязанности, ответственность и полномочия менеджмента жизненным циклом;

c) определяют, сопровождают и совершенствуют процессы, модели и процедуры жизненного цикла для применения организацией;

d) осуществляют процесс усовершенствований в порядке установленных приоритетов

Качественные практики

ORG.1.BP1 Разработка стратегии менеджмента моделью жизненного цикла

Определить политики, процессы жизненного цикла, модели жизненного цикла и процедуры для использования в организации [выход a]

ORG.1.BP2 Организация менеджмента моделью жизненного цикла

Определить и поддерживать ответственность, отчетность и полномочие для менеджмента жизненным циклом [выход b]

ORG.1.BP3 Внедрение менеджмента моделью жизненного цикла

Установить, оценить и улучшить процессы, модели и процедуры жизненного цикла [выход c]

ORG.1.ВР4 Улучшение процесса

Назначить приоритеты и реализовать улучшения процесса на основе оценки и ревизии процесса [выход d]

Рабочие продукты

Входы

Выходы

03-03 Данные бенчмаркинга [выход d]

03-06 Данные об осуществлении процесса [выход d]

07-04 Метрика процесса [выход c, d]

07-06 Метрика качества [выход c, d]

08-03 План оценки процесса [выход c]

08-03 План оценки процесса [выход a]

08-29 План по улучшению [выход c, d]

08-29 План по улучшению [выход a]

09-00 Политика [выход a, b]

10-00 Описание процесса [выход c, d]

10-00 Описание процесса [выход b, c]

10-01 Модель жизненного цикла [выход c]

13-18 Запись о качестве [выход c]

13-19 Запись о ревизии [выход d]

15-16 Возможность улучшения [выход d]

15-16 Возможность улучшения [выход c]

16-06 Репозиторий процессов [выход c, d]

16-06 Репозиторий процессов [выход d]

18-02 Стандарт метода оценки [выход c]

18-02 Стандарт метода оценки [выход a]

19-02 Стратегия процесса [выход b, c, d]

19-02 Стратегия процесса [выход a, b]

19-07 Методология разработки программных средств [выход c]

19-07 Методология разработки программных средств [выход a]

5.2.2 ORG.1A Учреждение процессов (подпроцесс)

Идентификатор процесса

ORG.1A

Имя процесса

Учреждение процессов

Назначение процесса

Цель процесса учреждения процессов заключают в установлении совокупности организационных процессов для всех процессов жизненного цикла, поскольку они применяются в деловой деятельности

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса учреждения процессов:

a) устанавливают определенную и сопровождаемую стандартную совокупность процессов вместе с указанием применимости каждого процесса;

b) идентифицируют в подробностях задачи, действия и связанные рабочие продукты стандартных процессов вместе с их ожидаемыми рабочими характеристиками;

c) разрабатывают стратегию адаптации стандартного процесса для продукта или услуги в соответствии с потребностями проекта;

d) существуют и поддерживают информацию и данные для использования стандартного процесса в конкретных проектах

Качественные практики

ORG.1A.BP1 Определение архитектуры процесса

Определить стандартный набор процедур, цель каждого процесса и взаимодействия между ними [выход a]

ORG.1A.BP2 Поддержка развертывания процессов

Поддерживать использование на уровне организации стандартных процессов в соответствии с целью каждого процесса [выход a]

ORG.1A.BP3 Определение стандартных процессов

Определить и поддерживать описание каждого стандартного процесса в соответствии с потребностями по установке процессов в организации [выход b]

Примечание - Эффективная установка стандартных процессов на уровне организации может потребовать, чтобы они были задокументированы.


ORG.1A.BP4 Определение ожидаемых показателей деятельности

Определить ожидания в отношении осуществления процесса при использовании стандартных процессов организации [выход b]

ORG.1A.BP5 Установка руководства по адаптации процессов

Установить организационные руководства по адаптации стандартных процессов организации для удовлетворения конкретных потребностей проектов [выход c]

ORG.1A.BP6 Поддержка процессных данных

Получить и поддерживать информацию и данные, связанные с использованием стандартных процессов [выход d]

Рабочие продукты

Входы

Выходы

03-03 Данные бенчмаркинга [выход b]

03-06 Данные об осуществлении процесса [выход d]

07-04 Метрика процесса [выход d]

07-06 Метрика качества [выход d]

09-00 Политика [выход a, c]

09-02 Политика в области качества [выход a, c]

09-05 Руководство по привязке [выход c]

10-00 Описание процесса [выход c, d]

10-00 Описание процесса [выход a, b]

13-18 Запись о качестве [выход d]

13-19 Запись о ревизии [выход d]

15-01 Отчет об анализе [выход d]

16-06 Репозиторий процессов [выход d]

16-06 Репозиторий процессов [выход d]

17-00 Спецификация требований [выход b]

18-03 Стандарт написания кода [выход a]

19-07 Методология разработки программных средств [выход b]

5.2.3 ORG.1B Аттестация (оценка) процессов (подпроцесс)

Идентификатор процесса

ORG.1B

Имя процесса

Аттестация процессов

Назначение процесса

Цель процесса аттестации процессов заключают в определении степени, с которой стандартные процессы организации способствуют достижению ее деловых целей и помогают организации сосредоточиться на необходимости непрерывного совершенствования процессов

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса аттестации процессов:

a) поддерживают информацию и данные, связанные с применением стандартных процессов для конкретных проектов;

b) осознают относительно сильные и слабые стороны стандартных процессов организации;

c) сохраняют и сопровождают точные и доступные записи об аттестациях

Качественные практики

ORG.1B.BP1 Определение целей оценки

Определить и проверить цели оценки на основе бизнес-целей организации.

Определить критерии для проверки достижения целей [выход a]

ORG.1B.BP2 Планирование оценки

Разработать и задокументировать план оценки [выход a]

Примечание 1 - ИСО/МЭК 15504-3 предоставляет руководство по осуществлению оценки.


ORG.1B.BP3 Подтверждение обязательства

Получить гарантию соблюдения обязательства от спонсора и оцениваемого(ых) подразделения(ий) о планируемой(ых) оценке(ах), в том числе согласованный план-график и ресурсы [выход a]

ORG.1B.BP4 Выполнение оценки для сбора данных

Выполнить оценку для сбора данных, необходимых для оценки процессов в пределах области оценки [выход a]

ORG.1B.BP5 Проверка данных оценки

Проверить данные оценки, собранные по мере необходимости, удостоверяясь, что эти данные в достаточной степени охватывают цель оценки [выход c]

ORG.1В.ВР6 Анализ данных оценки

Проанализировать проверенные данные оценки для понимания сильных и слабых сторон в организационных процессах [выход b]

ORG.1B.BP7 Отчет о результатах оценки

Сообщить спонсору оценки о запланированных выходах оценки [выход a, c]

ORG.1B.BP8 Поддержка записи об оценке

Поддерживать запись об оценке, включая точные и текущие результаты оценки, в доступном месте и формате [выход a, c]

Рабочие продукты

Входы

Выходы

03-01 Данные оценки [выход a]

03-01 Данные оценки [выход a]

05-01 Цели оценки [выход a]

05-01 Цели оценки [выход a]

08-03 План оценки процесса [выход a]

08-03 План оценки процесса [выход a]

13-00 Запись [выход a, c]

13-03 Запись о резервном копировании/восстановлении [выход c]

13-04 Запись об общении [выход a, b, c]

13-19 Запись о ревизии [выход c]

13-26 Протокол оценки [выход c]

15-13 Отчет об оценке [выход a, b, c]

15-16 Возможность улучшения [выход b, c]

16-01 Репозиторий результатов оценки [выход c]

16-06 Репозиторий процессов [выход a]

18-02 Стандарт метода оценки [выход b, c]

21-00 Рабочий продукт [выход a, b]

5.2.4 ORG.1C Совершенствование процессов (подпроцесс)

Идентификатор процесса

ORG.1C

Имя процесса

Совершенствование процессов

Назначение процесса

Цель процесса совершенствования процессов заключают в непрерывном улучшении результативности и эффективности организации через используемые и сопровождаемые процессы, согласованные с потребностями деловой деятельности

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса совершенствования процессов:

a) устанавливаются обязательства по обеспечению ресурсами для поддержки действий по совершенствованию;

b) вопросы, возникающие как внутри, так и за пределами организации, определяют как возможные для совершенствования и подтверждают в качестве причин для изменений;

c) проводит анализ текущего состояния существующего процесса, сфокусированный на тех процессах, которые стимулируют усовершенствования;

d) идентифицируют и располагают по приоритетам цели совершенствования, а также определяют и осуществляют последовательные изменения в процессе;

e) проводят мониторинг и подтверждают результаты улучшений процесса относительно установленных целей совершенствования;

f) знания, приобретенные в процессе совершенствования, распространяются в пределах организации;

g) произведенные усовершенствования оценивают и рассматривают применение полученных решений в других процессах и подразделениях организации

Примечания

1 Источники информации, обеспечивающие входные данные для изменений, могут включать в себя: результаты оценки процессов, результаты аудита, отчеты об удовлетворенности заказчиков, результативность (эффективность) организационных мер, затраты и качество.

2 Текущее состояние процессов можно определить посредством оценки процессов.

Качественные практики

ORG.1C.BP1 Установка обязательства

Обязательство устанавливают для обеспечения ресурсов для поддержания действий по улучшению [выход a]

ORG.1C.BP2 Определение проблемы

Вопросы, возникающие во внутреннем/внешнем окружении организации, определяют как возможности улучшения и с обоснованными причинами для изменения [выход b]

ORG.1C.BP3 Установление целей улучшения процесса

Выполняют анализ текущего состояния существующих процессов, ориентируясь на те процессы, где возникают стимулы к улучшению, и/или работают над снижением процессного риска, в результате устанавливая цели улучшения процесса [выход c]

ORG.1C.BP4 Определение приоритета улучшений

Для целей улучшения назначаются приоритеты [выход d]

ORG.1C.BP5 Планирование изменений процесса

Определяют и планируют последующие изменения процесса [выход d]

ORG.1C.BP6 Реализация изменений процесса

Реализуют улучшения процесса [выход d]

ORG.1C.BP7 Подтверждение улучшения процесса

Последствия реализации процесса контролируют, измеряют и подтверждают против определенных целей улучшения [выход е]

ORG.1C.BP8 Сообщение о результатах улучшения

Знания, полученные вследствие улучшений, сообщают соответствующим подразделениям организации [выход f]

ORG.1C.BP9 Оценка результатов улучшения

Оценить результаты улучшения, чтобы понять, может ли данное решение быть использовано где-либо еще в организации [выход g]

Рабочие продукты

Входы

Выходы

02-01 Обязательство/соглашение [выход a]

03-03 Данные бенчмаркинга [выход b, c, d]

03-04 Данные об удовлетворенности заказчиков [выход b, c, d]

03-06 Данные об осуществлении процесса [выход b, c, d, е, g]

05-00 Цели [выход d, е]

05-00 Цели [выход d]

07-04 Метрика процесса [выход f]

08-00 План [выход b, c, d, е]

08-00 План [выход b, d, g]

08-29 План по улучшению [выход d]

10-00 Описание процесса [выход c, е]

10-00 Описание процесса [выход d]

13-04 Запись об общении [выход g]

13-04 Запись об общении [выход f]

15-05 Отчет об оценивании [выход b, c]

15-05 Отчет об оценивании [выход b, c, d, g]

15-13 Отчет об оценке [выход b, c, d, е, g]

15-13 Отчет об оценке [выход c]

15-16 Возможность улучшения [выход d, f, g]

15-16 Возможность улучшения [выход b, c, d, g]

16-06 Репозиторий процессов [выход c]

16-06 Репозиторий процессов [выход d]