Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-5-2016 Информационные технологии (ИТ). Оценка процессов. Часть 5. Образец модели оценки процессов жизненного цикла программного обеспечения

     5.1 Группа процессов соглашения AGR

5.1.1 AGR.1 Процесс приобретения

Идентификатор процесса

AGR.1

Имя процесса

Приобретение

Назначение процесса

Цель процесса приобретения состоит в получении продукта и (или) услуги в соответствии с потребностями приобретающей стороны. Процесс начинают с выяснения потребностей заказчика и заканчивают приемкой продукта и (или) услуги, необходимых приобретающей стороне

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса приобретения:

a) определяются потребности в приобретении, конечные цели, критерии приемки продукта и (или) услуги и стратегии приобретения;

b) разрабатывают соглашение, которое ясно выражает ожидания, ответственность и обязательства как приобретающей стороны, так и поставщика;

c) выбирают один или несколько поставщиков;

d) приобретают продукт и (или) услугу, которые удовлетворяют заданным потребностям приобретающей стороны;

e) приобретение контролируют таким образом, чтобы удовлетворялись заданные ограничения, такие как ограничения по стоимости, срокам и качеству;

f) принимаются поставляемые результаты от поставщиков;

g) по всем идентифицированным открытым позициям получены удовлетворительные заключения, согласованные приобретающей стороной и поставщиком

Хорошие практики

AGR.1.BP1 Определение стратегии приобретения

Определить потребности в приобретении, конечные цели, стратегию поиска ресурсов и критерии приемки (выход a)

AGR.1.BP2 Установление соглашения

Подготовить приобретение путем определения требований к продукту и (или) услуге и довести это до сведения поставщиков (выход b)

AGR.1.BP3 Выбор поставщика

Выбрать поставщика(ов) на основе стратегии приобретения и потребностей (выход c)

AGR.1.BP4 Приобретение продукта и (или) услуги

Осуществить приобретение в соответствии со стратегией, потребностями и соглашением (выход d)

AGR.1.ВР5 Мониторинг приобретения

Контролировать достижение соглашения и требований к поставляемым результатам и обсуждать потенциальные отклонения и риски (выход е)

AGR.1.BP6 Принятие поставляемых результатов

Принимать каждую поставку в соответствии с определенными критериями и доводить это до сведения поставщика (выход f)

AGR.1.ВР7 Урегулирование открытых позиций и изменений

Урегулировать изменения в соглашении и решить все открытые вопросы вместе с поставщиком (выход g)

Рабочие продукты

Входы

Выходы

02-00 Контракт [выход a, b]

02-00 Контракт [выход b]

02-01 Обязательство/соглашение [выход: b]

02-01 Обязательство/соглашение [выход b]

08-02 План приобретения (выход a, b)

08-02 План приобретения [выход a, b]

08-19 План менеджмента рисков [выход b]

11-00 Продукт [выход d]

11-00 Продукт [выход d, f]

13-04 Запись об общении [выход b, c, e, g]

13-05 Запись о ревизии контракта [выход b]

13-09 Запись о получении поддержки [выход b, e, g]

13-09 Запись о получении поддержки [выход b, e, g]

13-16 Запрос на изменение [выход g]

13-16 Запрос на изменение [выход g]

13-19 Запись о ревизии [выход f]

15-19 Оценка потребности в продуктах [выход a]

15-19 Оценка потребности в продуктах [выход a, b]

17-09 Требования к продукту [выход a, b]

17-10 Требования к сервису [выход a, b]

18-01 Критерии приемки [выход a, b]

18-08 Критерии выбора поставщика [выход a, b, c]

5.1.2 AGR.1A Подготовка к приобретению (подпроцесс)

Идентификатор процесса

AGR.1A

Имя процесса

Подготовка к приобретению

Назначение процесса

Цель процесса подготовки к приобретению заключают в установлении потребностей и конечных целей приобретения и доведения их до сведения потенциальных поставщиков

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса подготовки к приобретению:

a) устанавливают замысел или необходимость приобретения, разработки или расширения;

b) определяются требования правообладателей;

c) разрабатывают стратегию приобретения;

d) определяются критерии выбора поставщиков

Качественные практики

AGR.1A.BP1 Установление необходимости

Установить необходимость приобретения, разработки или улучшения системы, программного продукта или сервиса [выход a]

AGR.1A.BP2 Определение требования

Идентифицировать потребности заказчика/заинтересованных сторон, включая критерии приемки, для системы и/или программного продукта или сервиса [выход b]

AGR.1A.BP3 Ревизия требований

Проанализировать и проверить определенные требования в отношении выявленных потребностей. Проверить требования для снижения риска недопонимания со стороны потенциальных поставщиков [выход b]

AGR.1A.BP4 Разработка стратегии приобретения

Разработать стратегию для приобретения продукта в соответствии с закупочными потребностями [выход c]

Примечание - Стратегия может включать в себя ссылку на модель жизненного цикла, график, бюджет и критерии выбора.


AGR.1A.BP5 Определения критериев выбора

Установить и согласовать критерии выбора поставщиков и способы оценки, которые будут использованы [выход c, d]

AGR.1A.BP6 Сообщение о необходимости

Сообщить о необходимости приобретения заинтересованным сторонам через определенные каналы [назначение; выход a]

Рабочие продукты

Входы

Выходы

05-02 Бизнес-цели [выход a]

08-02 План приобретения [выход c]

09-04 Политика выбора поставщика [выход c, d]

12-01 Запрос предложения [выход a, c]

15-01 Отчет об анализе [выход a, d]

15-04 Отчет об анализе рынка [выход b]

15-19 Оценка потребности в продуктах [выход a]

15-19 Оценка потребности в продуктах [выход a, b, c]

17-03 Требования заинтересованных сторон [выход b]

17-09 Требования к продукту [выход a, b]

17-10 Требования к сервису [выход a, b]

18-01 Критерии приемки [выход c, d]

18-08 Критерии выбора поставщика [выход d]


5.1.3 AGR.1В Выбор поставщика (подпроцесс)

Идентификатор процесса

AGR.1B

Имя процесса

Выбор поставщика

Назначение процесса

Цель процесса выбора поставщика заключают в выборе предпочтительной организации, ответственной за поставки в соответствии с требованиями проекта

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса выбора поставщика:

a) устанавливаются и применяются критерии выбора поставщика для оценки потенциальных поставщиков;

b) выбирают поставщика на основе оценки предложений от различных поставщиков, возможностей их процессов и других факторов;

c) формируют соглашение и ведутся переговоры между приобретающей стороной и поставщиком

Качественные практики

AGR.1B.BP1 Установление критериев отбора поставщиков

Определить критерии отбора поставщиков на основе бизнес-целей и стратегии приобретения [выход a]

AGR.1B.BP2 Оценка заявленной или предполагаемой возможности поставщика

Оценить заявленную или предполагаемую возможность поставщика против заявленных требований в соответствии с критериями отбора поставщиков [выход a]

Примечание - См. процесс подготовки к приобретению (AGR.1) для определения критериев отбора поставщиков.


AGR.1B.BP3 Выбор поставщика

Оценить предложение поставщика против заявленных требований, согласно критериям отбора поставщиков, чтобы выбрать поставщика [выход b]

AGR.1B.BP4 Подготовка и согласование контракта

Согласовать контракт с поставщиком, который ясно выражает ожидания заказчика и соответствующие обязанности поставщика и заказчика [выход c]

Рабочие продукты

Входы

Выходы

02-01 Обязательство/соглашение [выход c]

05-02 Бизнес-цели [выход a]

08-02 План приобретения [выход a]

09-04 Политика выбора поставщика [выход a]

09-04 Политика выбора поставщика [выход a]

12-01 Запрос предложения [выход b]

12-04 Ответ поставщика на предложение [выход c]

12-04 Ответ поставщика на предложение [выход c]

13-04 Запись об общении [выход b, c]

13-05 Запись о ревизии контракта [выход: c]

13-09 Запись о получении поддержки [выход b, c]

13-09 Запись о получении поддержки [выход b, c]

13-19 Запись о ревизии [выход b]

14-05 Реестр предпочитаемых поставщиков [выход a, b]

15-13 Отчет об оценке [выход b]

15-13 Отчет об оценке [выход b]

15-21 Отчет об оценке поставщика [выход b]

15-24 Аудиторский отчет [выход b]

15-24 Аудиторский отчет [выход b]

17-09 Требования к продукту [выход a, b]

17-10 Требования к сервису [выход a, b]

18-08 Критерии выбора поставщика [выход a]

18-08 Критерии выбора поставщика [выход a]

5.1.4 AGR.1С Мониторинг соглашений (подпроцесс)

Идентификатор процесса

AGR.1C

Имя процесса

Мониторинг соглашений

Назначение процесса

Цель процесса мониторинга соглашений состоит в отслеживании и оценке рабочих характеристик поставщика относительно согласованных требований

Выходы процесса

В результате успешного осуществления процесса мониторинга соглашений:

a) выполняются надлежащим образом совместные действия приобретающей стороны и поставщика;

b) происходит регулярный обмен информацией с поставщиком о техническом прогрессе;

c) выполняют мониторинг рабочих характеристик поставщика относительно согласованных требований;

d) если необходимы изменения в соглашении, то ведутся переговоры между приобретающей стороной и поставщиком, результаты которых документируются в этом соглашении

Качественные практики

AGR.1C.BP1 Установка и поддержка связи

Установить и поддерживать связь между заказчиком и поставщиком (т.е. определить интерфейсы, график, повестки, сообщения, документы, встречи, совместные ревизии) [выход a, b]

AGR.1C.BP2 Обмен информацией о техническом прогрессе

Использовать канал связи для обмена информацией о техническом прогрессе по поставкам, включая риски успешного завершения [выход a, b]

AGR.1C.BP3 Ревизия эффективности работы поставщиков

Проводить ревизию аспектов эффективности поставщика (технических, качества, стоимости и графика) на регулярной основе в соответствии с согласованными требованиями [выход c]

AGR.1C.BP4 Мониторинг приобретения

Мониторить приобретение относительно согласованной документации по приобретению, анализируя информацию, полученную по факту проведенных ревизий, с поставщиком для оценки прогресса, гарантии и того, что указанные ограничения, такие как стоимость, график и качество, соблюдены [выход c]

AGR.1C.BP5 Согласование изменения

Изменения, предлагаемые одной из сторон, согласовываются и результаты документируются в контракте [выход d]

Примечание - Обработка изменений будет осуществляться процессом менеджмента изменений в контракте (AGR.3)

Рабочие продукты

Входы

Выходы

02-00 Контракт [выход a]

02-01 Обязательство/соглашение [выход c, d]

02-01 Обязательство/соглашение [выход d]

13-01 Акт приема [выход c]

13-04 Запись об общении [выход a]

13-09 Запись о получении поддержки [выход a]

13-09 Запись о получении поддержки [выход a]

13-14 Запись о статусе выполнения [выход b]

13-14 Запись о статусе выполнения [выход b]

13-16 Запрос на изменение [выход d]

13-17 Запрос от заказчика [выход d]

13-19 Запись о ревизии [выход b]

14-08 Система трекинга [выход c]

15-01 Отчет об анализе [выход c]

15-21 Отчет об оценке поставщика [выход c]