Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами

     5 Структура навигации и управления мультимедиа

5.1 Общие положения

В настоящем разделе приведена структура, обеспечивающая учет эргономических принципов при проведении анализа и разработке навигации и управления в мультимедийных приложениях.

Раздел является основным при проведении анализа структур информационного наполнения, разработке навигационных структур и элементов управления.

5.2 Анализ структуры информационного наполнения

5.2.1 Базовый анализ

Навигационные структуры мультимедийных приложений могут быть созданы на основе структуры информационного наполнения.

Мультимедийные системы часто предоставляют информацию, организованную в соответствии с задачами пользователей. Информационное наполнение систем, предназначенных для одного пользователя (или определенной группы пользователей), знакомого с выполняемыми задачами, часто может быть структурировано на основе общепринятой структуры задач. Дополнительные задачи, например, задачи обучения и/или исследования системы могут потребовать дополнительного структурирования. В случае наличия большого количества групп пользователей с различными потребностями создание единой структуры информационного наполнения может быть трудной или вообще невыполнимой задачей.

Информационное наполнение, которое должно быть представлено в мультимедийном приложении, может быть проанализировано с одной из следующих позиций:

- частей информационного наполнения, которые соответствуют важным концепциям в пределах области применения приложения;

- структуры информационного наполнения, которая устанавливает взаимосвязь между отдельными частями информационного наполнения.

Существует несколько семантических подходов к структурированию информационного наполнения, включая следующие подходы (но не ограничиваясь ими):

a) структурирование на основе задач, когда структуру информационного наполнения определяют исходя из структуры задач, решаемых с помощью приложения. Различным пользователям могут понадобиться разные структуры задач, основанные на разных сочетаниях задач из полного набора задач и/или других индивидуальных особенностей пользователей;

b) структурирование на основе использования, когда структура организована в порядке предполагаемого использования информационного наполнения пользователями, исходя, например из значимости информационного наполнения, частоты его использования или индивидуальных особенностей пользователя. В связи с этим различным пользователям могут понадобиться разные структуры и части информационного наполнения:

1) структурирование по значимости, когда информационное наполнение структурируют в порядке вычисленной значимости различных частей информационного наполнения для пользователя. Различные структуры соответствуют относительной значимости разных частей информационного наполнения для различных пользователей;

2) структурирование по частоте использования, когда информационное наполнение структурируют в порядке вычисленной частоты использования различных частей информационного наполнения пользователем. Различные структуры соответствуют относительной частоте использования разных частей информационного наполнения различными пользователями;

3) структурирование по порядку использования, когда информационное наполнение структурируют в вычисленном порядке использования различных частей информационного наполнения. Различные структуры соответствуют относительному порядку использования разных частей информационного наполнения различными пользователями;

4) общепринятое структурирование, когда информационное наполнение структурируют в обычном порядке обучения или самостоятельного изучения данного материала, или в установившемся порядке, применяемом исследователями в данной области. Общепринятое структурирование может включать в себя один или более других подходов;

c) структурирование по времени, когда информационное наполнение структурируют на основе времени или даты, относящихся к этому информационному наполнению:

1) структурирование последовательности с учетом времени и даты. Если учитывают специфические для каждой части информационного наполнения время и дату (например, создания), структура будет линейной. Если существуют перекрывающие друг друга периоды времени, может потребоваться использование нелинейной структуры;

2) структурирование в историческом порядке, когда информационное наполнение структурируют в порядке его разработки/открытия или причин и влияния. Так как различные разработки могут быть сделаны на основе предыдущих разработок, то структурирование в историческом порядке не должно быть полностью линейным;

d) структурирование на основе информационной модели, когда структуру информационного наполнения определяют с помощью модели информации (например, информации, разделенной по категориям, предметным областям и атрибутам, объектам или классам объектов):

1) структурирование по логическим группам, когда информационное наполнение располагают в группах, основываясь на определенном наборе основных логических принципов. Отдельные части информационного наполнения в такой структуре могут быть доступны в нескольких местоположениях;

2) структурирование в алфавитном порядке, основываясь на алфавитном указателе значимых дескрипторов. Результатом структурирования в алфавитном порядке, как правило, является линейная структура, однако и древовидная структура может быть использована для помощи в доступе к большому количеству предметных областей;

3) структурирование по глубине детализации, когда информационное наполнение организуют по уровню его специфичности (от общего к специфическому информационному наполнению или наоборот). Эта форма структурирования часто используется в педагогической практике для помощи людям в усвоении преподаваемого материала;

e) комбинации подходов, используемые для удовлетворения различных потребностей.

Примечание 1 - Различные поставщики информации могут структурировать поставляемую информацию, используя разные подходы.

Примечание 2 - В некоторых приложениях, таких как электронные системы повышения производительности труда (EPSS), требования задач могут преобладать над другими целями структурирования для того, чтобы ограничить пользователю варианты выбора в любом местоположении в пределах всей структуры приложения.

________________