Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 110. Принципы организации диалога

     5 Структура принципов организации диалога и рекомендаций по их использованию

5.1 Общие положения

При установлении требований к разработке или оценке интерактивных систем принципы организации диалога, рассмотренные в настоящем стандарте, и соответствующие рекомендации служат общими указаниями:

- для помощи в установлении требований к организации диалога, основанных на области применения;

- руководства для идентификации и определения требований к организации диалога, основанных на методиках диалога, описанных в ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17;

- помощи в выборе проектных решений в соответствии с ИСО 9241-12 - ИСО 9241-17;

- помощи в оценке существующих проектных решений относительно выполнения требований к организации диалога.

Рекомендации по определению требований к организации диалога для конкретного приложения могут быть выражены в терминах заданных функциональных характеристик пользователя на основании предполагаемых потребностей в рамках его производственного задания, или в терминах характеристик области применения продукта. Существуют различные способы идентификации и описания области применения (например, как в ИСО 9241-11).

Определение требований к организации диалога требует проведения анализа области применения данных для идентификации источников таких требований. Поэтому необходимо определить область применения настолько полно, насколько это возможно с точки зрения перспектив пользователя, чтобы обеспечить широкий базис для установления требований к организации диалога.

Примеры связи области применения с требованиями к организации диалога приведены в ИСО 9241-11, приложение D.

На рисунке 1 показана структура принципов организации диалога, и приведены соответствующие рекомендации, помогающие при выполнении анализа, проектирования и оценки интерактивных систем. Стрелки на рисунке 1 поясняют взаимосвязь компонентов, используемых при формировании требований к организации диалога, а также при проектировании диалога.

Настоящий стандарт является основой для установления требований к организации диалога, однако не определяет непосредственно эти требования. Требования к организации диалога зависят от области применения, для которой интерактивная система разработана и/или в которой ее используют, и требований, разработанных для этой области применения.

Область применения является главным источником информации при разработке требований к организации диалога. Принципы организации диалога, установленные в настоящем стандарте, направлены на оказание помощи при установлении требований к организации диалога на основе области применения.     

 
Рисунок 1 - Структурная схема применения настоящего стандарта

          

Проектирование интерфейса пользователя основано на четком понимании области применения, а также требований к организации диалога в пределах области применения. Поэтому в ИСО 9241-12 - ИСО 9241-17 много "условных рекомендаций".

Термин "условный" означает или явное условие ("если") применения рекомендации или то, что область применения должна быть принята во внимание при определении требований к организации диалога.

5.2 Пример применения настоящего стандарта для анализа интерактивной системы

В настоящем стандарте приведен пример идентификации требований к организации диалога. Требования к организации диалога могут быть сформулированы в виде рекомендаций. При анализе требований к организации диалога область применения должна быть идентифицирована и определена в терминах требований пользователей производственных заданий, социальной и организационной среды. Данные области применения должны быть проанализированы для идентификации требований к организации диалога.

Приведенный ниже пример показывает как принцип организации диалога "пригодность производственного задания" может помочь при установлении требований к организации диалога на основе области применения и рекомендаций настоящего стандарта.

Пример - Анализ области применения был выполнен при проектировании конструкции автомата по продаже билетов на железнодорожном транспорте. Как часть анализа области применения (проведенного в Европе) было определено, что пассажиры обычно покупают железнодорожные билеты на дальние расстояния на железнодорожной станции, с которой они отправляются в поездку. Приведенный пример представляет собой только фрагмент законченного описания области применения. При анализе области применения основным является идентификация и определение области применения в терминах требований пользователей, производственных заданий, оборудования и среды.

Область применения (фрагмент):

Железнодорожные пассажиры обычно покупают железнодорожные билеты на железнодорожной станции, с которой они отправляются в поездку.

Рекомендации настоящего стандарта:

"Если для производственного задания требуются типовые значения входных величин, то эти значения автоматически должны быть доступны для пользователя как значения по умолчанию" (см. 4.3.4).

Требование к организации диалога на основе области применения и соответствующих рекомендаций настоящего стандарта: