В настоящем стандарте с позиций эргономического проектирования интерактивных систем рассмотрены принципы внутрисистемного диалога, которые в большинстве случаев не зависят от способов ведения диалога и применимы при анализе, проектировании и оценке интерактивных систем (см. приложение ДБ).
Принципы организации диалога применимы при разработке интерфейсов пользователя интерактивных систем и направлены на обеспечение пригодности использования этих систем для пользователей в части:
- выполнения действий, не предусмотренных производственным заданием;
- наличия в системе информации, вводящей пользователя в заблуждение;
- наличия недостаточной и неполной информации об интерфейсе пользователя;
- появления неожиданной ответной реакции интерактивной системы;
- ограничений в перемещении данных;
- в случае неэффективного восстановления работоспособности системы после ее отказа или сбоя.
В настоящем стандарте под диалогом понимают "взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (ввод) и ответных реакций системы (вывод) с целью достижения установленных целей". Действия пользователя могут включать не только ввод данных, но также навигацию и другие управляющие действия.
В зависимости от характеристик предполагаемого пользователя системы, производственных заданий, окружающей среды и особенностей диалога каждому принципу организации диалога назначают свой вес (влияние на эффективность функционирования системы). Рекомендации по идентификации соответствующих производственных заданий и рабочей среды приведены в ИСО 9241-11.
_______________
ИСО 9241-11:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 11. Руководство по пригодности использования.
Рекомендации по использованию таких инструментов взаимодействия, как меню, командные языки, прямое управление и ввод данных с использованием диалогового окна установленной формы приведены в ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17.
_______________
ИСО 9241-14:1997 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 14. Диалоги меню.
ИСО 9241-15:1997 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 15. Диалоги команд.
ИСО 9241-16:1999 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 16. Диалоги непосредственного управления.
ИСО 9241-17:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 17. Диалоги заполнения формы.
Использование настоящего стандарта позволяет повысить эффективность и удобство работы пользователя с интерактивной системой. Потребности пользователя являются источником эргономических требований, которые должны учитывать разработчики систем. Применение настоящего стандарта позволяет сделать интерфейс пользователя более эргономичным, т.е. более удобным, единообразным по виду и позволяющим достигнуть большей производительности.
Настоящий стандарт содержит следующие положения:
a) принципы организации диалога;
b) рекомендации по реализации этих принципов;
c) структуру требований к анализу, проектированию и оценке систем, которые включают:
- требования к диалогу, основанные на принципах его организации для проектирования интерактивных систем, соответствующих ИСО 9241-11 и настоящему стандарту;
- требования к конструкции систем, основанные на рекомендациях по применению методов организации диалога в соответствии с ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17;
- оценку интерактивных систем с точки зрения выполнения требований к организации диалога.
Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан техническим комитетом ИСО/ТС 159 "Эргономика".