5.1 Основные положения
5.1.1 Цель обследования тоннелей и метрополитенов заключается в определении действительного (текущего) технического состояния сооружения и его элементов, количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, водонепроницаемости и др.) для установления состава и объема работ по восстановлению проектных и/или эксплуатационных характеристик, ремонту конструкций или реконструкции сооружения.
Обследование технического состояния подземных транспортных сооружений выполняется во всех случаях нового строительства в технических и охранных зонах тоннелей и метрополитенов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.2 Обследование конструкций тоннелей и метрополитенов включает в себя визуальное и инженерно-инструментальное обследование с проведением геофизического (сейсмоакустического) обследования заобделочного пространства тоннелей и грунтового массива и геодезическо-маркшейдерские работы.
5.1.3 Обследование конструкций наземных сооружений транспортных тоннелей и метрополитенов (вестибюли станций, здания на площадках электродепо, вентиляционные киоски, вентиляционные выпуски и т.п.) выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 31937, обследование конструкций эстакадных частей линий метрополитена и метромостов - в соответствии с СП 79.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.4 При обследовании технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов полученная информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации (при нормативном и работоспособном техническом состоянии объекта).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния сооружения полученная информация должна быть достаточной для разработки проектов восстановления или усиления конструкций, проведения ремонтно-восстановительных работ, реконструкции или капитального ремонта объекта.
5.1.5 В зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов, объектами исследования в соответствии с СП 79.13330, СП 120.13330, СП 122.13330, [7] являются:
- обделки железнодорожных, автодорожных тоннелей, тоннелей метрополитена - перегонных и станционных притоннельных и пристанционных сооружений, пересадочных узлов, пешеходных переходов;
- участки подземных, наземных, надземных линий метрополитена для получения отметок пути в плане и профиле для проектирования при реконструкции или текущем/капитальном ремонте и получения исходных данных;
- конструкции вентиляционных комплексов (шахтные стволы, нижние и верхние вентколлекторы);
- внутренние несущие конструкции станционных комплексов, притоннельных и пристанционных сооружений (колонны, пилоны, прогоны, перекрытия, стены, подплатформенные коллекторы);
- конструкции подземных и надземных вестибюлей;
- заобделочное пространство и вмещающий грунтовый массив.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.6 Конструктивные части тоннелей и метрополитенов состоят из совместно работающих элементов, выполненных из различных материалов, что необходимо учитывать при проведении обследований.
При обследовании состояния конструктивных элементов сооружений следует руководствоваться также требованиями положений, изложенных в 5.3.1, 5.3.2, 5.4.1-5.4.4.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.7 Оценку категории технического состояния конструкций подземных транспортных сооружений, включая вмещающий грунтовый массив, проводят на основании результатов обследования и поверочных расчетов, которые в зависимости от типа объекта выполняют в соответствии с СП 120.13330, СП 122.13330, СП 47.13330, [4], [7], [8]. С учетом состояния грунтового массива техническое состояние сооружения оценивают в соответствии с ГОСТ 31937.
5.1.8 Техническое состояние конструкций подразделяют на нормативное, работоспособное, ограниченно работоспособное, аварийное.
При нормативном (исправном) и работоспособном состоянии эксплуатация конструкций при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. Для таких конструкций может устанавливаться требование периодических обследований в процессе эксплуатации.
При ограниченно работоспособном состоянии конструкций необходимы выполнение защитных мероприятий (ограничение нагрузок, защита конструкций от коррозии, восстановление или усиление конструкций и т.п.), контроль за состоянием конструкций и грунтового массива, а также параметрами эксплуатации объекта.
Если восстановление и усиление конструкций не проводятся, требуются обязательные повторные обследования, сроки которых назначают в зависимости от технического состояния конструкций, установленного первоначальным обследованием и условиями эксплуатации объекта.
При аварийном состоянии конструкций их эксплуатация должна быть запрещена. В этом случае проводят мероприятия по их восстановлению и усилению, устанавливают обязательный режим мониторинга.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.9, 5.1.10 (Исключены, Изм. N 1).