6.10.1 Допуски
6.10.1.1 Допуск по положению основной оси
Допуском по положению основной оси является полное допустимое отклонение фактического положения основной оси от ее заданного положения (т.е. вертикального, горизонтального или наклонного с заданным углом наклона) после завершения монтажа системы слежения за Солнцем (см. рисунок 8). Такой допуск может быть задан в миллирадианах или градусах.
Допуск также используется как способ указания точности установки основной оси. Например, изготовитель может указать, что система слежения за Солнцем будет функционировать согласно паспортным данным при установке основной оси в пределах 1° от номинального положения.
Рисунок 8 - Пример допуска по положению основной оси для двухосной системы слежения за Солнцем с вертикальной основной осью
6.10.1.2 Допуск по положению дополнительной оси
Допуском по положению дополнительной оси является полное допустимое отклонение в миллирадианах или градусах фактического положения дополнительной оси после завершения монтажа от ее заданного или идеального положения.
6.10.1.3 Люфт
Люфт системы слежения за Солнцем определяют как свободное перемещение в системе привода. Для конкретной системы слежения за Солнцем люфт задается относительно каждой оси вращения и как общее допустимое перемещение в градусах по каждой из осей. Люфт образуется в результате появления зазоров между поверхностями шестерен в передачах, перемещений шпилек или иных механических соединений, упругости жидкости в гидравлической системе и других механизмов, зависящих от конкретной системы, и может явственнее проявляться при сильном ветре.
Люфт определяется испытаниями по 7.7.2.
6.10.1.4 Жесткость
Жесткость системы слежения за Солнцем обратно пропорциональна деформации конкретной части под нагрузкой. Жесткость системы слежения за Солнцем обеспечивается закреплением системы слежения за Солнцем на земле или на установленной на земле опорной конструкции (основании), которая может рассматриваться как имеющая бесконечную жесткость (например, металлическая плита на бетонном полу), установкой рычагов, соосных с осями вращения, и их перемещением под воздействием внешней силы.
На жесткость влияют система передач привода, рама (установочная конструкция) и закрепленные на ней фотоэлектрические модули, а также фундамент/основание.
Конструкции многих систем слежения за Солнцем предусматривают возможность установки фотоэлектрических модулей различных типов, поэтому рекомендуется проводить оценку жесткости независимо от устанавливаемых фотоэлектрических модулей. Для определения полной жесткости системы слежения за Солнцем измерение жесткости рекомендуется проводить независимо по каждой из осей.
Жесткость и крутильная жесткость трансмиссии определяются испытаниями по 7.7.2.
6.10.2 Диапазон перемещения
Диапазон перемещения определяется максимальным допустимым перемещением по каждому направлению по каждой из осей.
Например, диапазон перемещения может быть по азимуту ±135° от истинного юга (или в приведенной выше системе координат от +45° до +315° к востоку от севера) по основной вертикальной (азимутальной) оси и от 0° до 90° по высоте по дополнительной горизонтальной (зенитальной) оси.
Диапазон перемещения может обеспечиваться не только приводом. Например, чтобы ограничить диапазон перемещения для обеспечения безопасности или предотвращения затенения, могут применяться концевые выключатели или ограничение перемещения программными средствами.
В том случае, когда управление системой слежения за Солнцем осуществляется блоком управления, диапазон перемещения определяется как максимальный диапазон перемещения, который достигается как программными, так и механическими средствами.
Диапазон перемещения проверяют испытаниями по 7.5.
6.10.3 Мгновенная ошибка наведения
Ошибкой наведения системы слежения за Солнцем является угол между требуемым направлением падения солнечных лучей на приемную поверхность фотоэлектрического модуля (в большинстве случаев они должны падать нормально к приемной поверхности фотоэлектрического модуля) и направлением на Солнце в данный момент времени (см. рисунок 9). Ошибка наведения определяется не столько точностью работы какой-либо одной подсистемы (такой как коробка передач, программа или блок управления), сколько объединением всех ошибок подсистем.
Рисунок 9 - К определению ошибки наведения