4.4.1 Смысл настоящего пункта заключается в определении процессов, необходимых для системы менеджмента качества. Это включает в себя процессы деятельности (которые необходимы для производства продукции и услуг) и процессы системы (такие как внутренний аудит и анализ со стороны высшего руководства).
a) Процесс:
1) совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности;
2) преобразует входы в намеченные результаты;
3) имеет встроенные средства управления и проверок результатов деятельности и способствует улучшению.
b) Входы и выходы могут быть материальными (например, материалы, компоненты или оборудование) или нематериальными (например, информация или знания).
c) Должны быть учтены ниже перечисленные входы:
1) определенная область применения системы менеджмента качества;
2) перечень продукции и услуг;
3) перечень площадок и производственных линий процессов;
4) возможности;
5) показатели результатов деятельности, такие как:
- время реагирования сервисной службы; тенденции в сбоях сервисной службы,
- уровень производительности,
- уровень дефектности; затраты на переделку; затрата на гарантийное обслуживание;
6) идентифицированные риски и возможности (см. 6.1);
7) организационные схемы.
d) 4.4.1 ИСО 9001, детализирующий действия, необходимые для обработки информационных входов, не нуждается в пояснении.
e) Организация должна обращаться к ИСО 9001 (пункт 0.3) и к принципам менеджмента качества в ИСО 9000 для получения дополнительной информации о процессном подходе. Рекомендуется обратиться к ИСО 9001 (пункт 0.3.3 и приложение А.4) для лучшего понимания риск-ориентированного мышления.
f) При рассмотрении рисков и возможностей организация должна применять риск-ориентированное мышление в разработке, внедрении, поддержании и улучшении системы менеджмента качества и связанных с ней процессов для того, чтобы:
1) решать какие риски (положительные или отрицательные) учитывать при проектировании процессов для улучшения выходов процессов и предотвращения нежелательных результатов;
2) улучшать результативность системы менеджмента;
3) поддерживать и управлять системой, которая учитывает риски и обеспечивает постановку целей.
g) Выходы действий, перечисленных выше, могут включать в себя, например:
1) карты потоков процесса (последовательности, взаимосвязи, а также полномочия или ответственность, риски и определенные критерии);
2) данные о функционировании системы менеджмента качества;
3) управление изменчивостью;
4) показатели.