Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 22400-1-2016 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Ключевые технико-экономические показатели (KPIs) для управления производственными операциями. Часть 1. Общие положения, понятия и терминология

     4.2 Критерии выбора KPI-показателей


KPI-показатель должен отвечать определенным критериям, которые придают ему практическую значимость при решении различных задач в процессе производства. Критерии совместно с процессом выполнения каждого отдельного измерения приведены ниже.

a) Критерий согласованности: KPI-показатель должен быть согласован в такой мере, в которой он может оказывать влияние на изменение KPI-показателей на более высоких уровнях, причем согласованность будет предполагать получение большего отношения процентного улучшения (при условии положительного воздействия) важных контрольных показателей на более высоком уровне к процентному улучшению того же KPI-показателя (или набору KPI-показателей), но без внесения каких-либо других изменений в систему.

b) Критерий сбалансированности: характеризует уровень сбалансированности, при котором KPI-показатель будет пропорционален выбранному набору KPI-показателей.

c) Критерий стандартизации: KPI-показатель должен быть стандартизован таким образом, что для него будет существовать соответствующий стандарт, и использование данного стандарта будет полным, точным и однозначным в масштабах конкретного предприятия, корпорации или всей отрасли.

d) Критерий действенности: KPI-показатель должен быть действенным в той степени, в которой будет соблюдаться синтаксическое (т.е. грамматическое) и семантическое (т.е. смысловое) соответствие между практическим определением KPI-показателя и его определением по стандарту. При отсутствии стандарта действенность этого критерия будет равна нулю.

e) Критерий возможности количественного определения: KPI-показатель должен поддаваться количественному определению в той степени, в которой его значение может выражаться количественно, без увеличения погрешности измерений (если она также будет оцениваться количественно).

f) Критерий точности: KPI-показатель должен быть точным в той степени, в какой его измеренное значение будет совпадать с истинным значением, где отклонение от истинного значения может быть обусловлено как низким качеством исходных данных, так и плохим доступом к месту измерений или наличием низкокачественных измерительных устройств и методов измерений.

g) Критерий своевременности: KPI-показатель необходимо получать своевременно в той степени, в которой он будет рассчитываться и оставаться доступным в реальном масштабе времени (в зависимости от рабочей обстановки).

h) Критерий прогнозируемости: KPI-показатель должен быть прогнозируемым в той степени, с которой он будет способен предопределять неустановившиеся процессы.

i) Критерий реализуемости: KPI-показатель должен быть реализуемым в той степени, при которой коллектив, отвечающий за данный показатель, будет обладать знаниями, возможностями и полномочиями для улучшения фактического значения KPI-показателя в рамках конкретного процесса.

j) Критерий отслеживаемости: KPI-показатель должен отслеживаться и непрерывно контролироваться в той степени, в которой соответствующие операции, проводимые для устранения проблемы, будут известны, задокументированы и доступны, а конкретная проблема будет охарактеризована использованием соответствующих значений или динамикой изменения KPI-показателя во времени.

k) Критерий релевантности: KPI-показатель должен быть релевантным в той степени, в которой он будет позволять улучшать этот показатель для заданного процесса, оценивать характеристики в реальном масштабе времени, давать точный прогноз последующих событий и обеспечивать доступ к наиболее ценным данным, соответствующим прошлому периоду времени для их анализа и контроля (с использованием обратной связи).

l) Критерий корректности: KPI-показатель должен быть корректным в той степени, в которой при его сравнении со стандартным определением (если таковое существует) и при расчетах, необходимых для вычисления значения KPI-показателя и его сравнения со стандартным определением (если таковое существует), не будет существовать никаких погрешностей по отношению к стандартному определению.

m) Критерий полноты: KPI-показатель должен быть полным в той степени, в которой при его сравнении со стандартным определением (если таковое существует), определение KPI-показателя и расчеты, необходимые для его вычисления, распространялись на все части стандартного определения.

n) Критерий однозначности: KPI-показатель должен быть однозначным в той степени, в которой синтаксис (т.е. грамматика) и семантика (т.е. смысл) в определении этого показателя не будут терять однозначность или определенность.

o) Критерий автоматизированности: KPI-показатель должен быть автоматизирован в такой мере, что процедуры сбора, передачи, расчетов, применения и отчетности будут выполняться автоматически.

p) Критерий поддерживаемости: KPI-показатель должен быть поддерживаемым в той степени, в какой коллектив, ответственный за контрольную операцию, а также коллектив, ответственный за KPI-показатели верхнего и нижнего уровня, готов поддерживать (одобрять) использование KPI-показателя и выполнение задач, необходимых для достижения контрольных значений KPI-показателя; в том числе включает в себя работы по получению официального утверждения данного показателя руководством.

q) Критерий документированности: KPI-показатель должен документироваться в той степени, в какой будут обновляться, корректироваться, пополняться и оставаться однозначными инструкции по реализации KPI-показателя, в том числе инструкции по расчету KPI-показателя, по необходимым для этого измерениям и операциям, которые должны выполняться в отношении различных значений KPI-показателя.

r) Критерий сопоставимости: KPI-показатель должен быть сопоставим в той степени, в которой определены средства для сравнения с результатами дополнительных измерений в течение определенного промежутка времени, а также определен нормирующий коэффициент для выражения этого показателя в абсолютных значениях и в соответствующих единицах измерений.

s) Критерий понятности: KPI-показатель должен быть понятным в той степени, в которой его смысл будет восприниматься каждым членом коллектива, руководством и клиентами, в особенности  в отношении поставленных корпоративных задач.

t) Критерий экономичности: KPI-показатель должен быть экономичным в той степени, в которой затраты на его измерения, расчеты и отчетность были минимальными.