Первоочередные задачи, стоящие перед бизнесом, такие как выживание, корпоративное управление, глобализация, использование новых бизнес-моделей, обеспечение мобильности сотрудников и удовлетворение ожиданий клиентов, требуют внимания всех руководителей. Менеджмент знаний связан с развитием корпоративных возможностей - способностей организации к саморазвитию и лидерству на рынке с целью предоставления клиентам качественного обслуживания, новой продукции, инноваций, возможностей адаптации и изменений. Корпоративные возможности предполагают интеграцию с:
- стратегией: интеграция цели организации и способов ее достижения;
- структурой: группировка подотчетности, которая определяет иерархию взаимосвязей между членами организации;
- системой: интеграция со способом обработки (информации, связей, решений) и потоками (товаров/услуг и капитала);
- культурой: интеграция с совокупностью индивидуальных мнений, общих умонастроений, ценностей и норм.
Успешное развитие этих способностей зависит от:
- понимания способов взаимодействия указанных элементов;
- наличия средств интеграции;
- ролей, навыков и умений, которые составляют основные компетенции;
- возможности развития этих компетенций.
Ключевые ресурсы для реализации этих возможностей - сотрудники организаций. Многие группы, коллективы и сети внутри организаций должны взаимодействовать и работать вместе так, чтобы для внешнего мира это выглядело эффективно, а для участников процесса - незаметно. Эти сотрудники являются как бы "корпоративным интерфейсом" с внешним миром, регулярно контактирующим с клиентами, партнерами, поставщиками, органами центрального и местного государственного управления и группами по интересам, контрольно-надзорными органами, финансовыми учреждениями и т.д. Все сотрудники, будь они непосредственно работающими с клиентами или только в области разработки и поддержания функций, должны вносить свой вклад в поток знаний и информации между организацией и внешним миром (рисунок 3).
Рисунок 3 - Размытые границы и обмен знаниями
Существуют три фактора, оказывающих ключевое влияние на успех организации:
- развитие индивидуальных знаний и навыков;
- совместное использование знаний в организации;
- обмен знаниями, например, с клиентами, партнерами и поставщиками.