Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57134-2016 Менеджмент знаний. Мастерство приобретения знаний. Руководство по наилучшей практике (Переиздание)

     4.3 Формирование корпоративных возможностей для работы со знаниями


Первоочередные задачи, стоящие перед бизнесом, такие как выживание, корпоративное управление, глобализация, использование новых бизнес-моделей, обеспечение мобильности сотрудников и удовлетворение ожиданий клиентов, требуют внимания всех руководителей. Менеджмент знаний связан с развитием корпоративных возможностей - способностей организации к саморазвитию и лидерству на рынке с целью предоставления клиентам качественного обслуживания, новой продукции, инноваций, возможностей адаптации и изменений. Корпоративные возможности предполагают интеграцию с:

- стратегией: интеграция цели организации и способов ее достижения;

- структурой: группировка подотчетности, которая определяет иерархию взаимосвязей между членами организации;

- системой: интеграция со способом обработки (информации, связей, решений) и потоками (товаров/услуг и капитала);

- культурой: интеграция с совокупностью индивидуальных мнений, общих умонастроений, ценностей и норм.

Успешное развитие этих способностей зависит от:

- понимания способов взаимодействия указанных элементов;

- наличия средств интеграции;

- ролей, навыков и умений, которые составляют основные компетенции;

- возможности развития этих компетенций.

Ключевые ресурсы для реализации этих возможностей - сотрудники организаций. Многие группы, коллективы и сети внутри организаций должны взаимодействовать и работать вместе так, чтобы для внешнего мира это выглядело эффективно, а для участников процесса - незаметно. Эти сотрудники являются как бы "корпоративным интерфейсом" с внешним миром, регулярно контактирующим с клиентами, партнерами, поставщиками, органами центрального и местного государственного управления и группами по интересам, контрольно-надзорными органами, финансовыми учреждениями и т.д. Все сотрудники, будь они непосредственно работающими с клиентами или только в области разработки и поддержания функций, должны вносить свой вклад в поток знаний и информации между организацией и внешним миром (рисунок 3).     


Рисунок 3 - Размытые границы и обмен знаниями

Существуют три фактора, оказывающих ключевое влияние на успех организации:

- развитие индивидуальных знаний и навыков;

- совместное использование знаний в организации;

- обмен знаниями, например, с клиентами, партнерами и поставщиками.