Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57133-2016 Менеджмент организационной культуры и знания. Руководство по наилучшей практике (Переиздание)

     6.9 AFT-процесс


Этот процесс можно инициализировать в форме семинара или групп из трех человек: отправителя (sender), получателя (receiver) и наблюдателя (observer).

Этот процесс направлен на обогащение отзывов и информации, передаваемой одним человеком другому, придавая им бльшую глубину и смысл. Люди сознательно и подсознательно фильтруют и подвергают цензуре ту информацию, которая кажется им неуместной, тогда как та же информация другим может показаться достаточно важной. Интервью относительно неявных знаний направлено на устранение подобных фильтров.

В AFT-процессе имеется три ключевых элемента:

- действия (actions);

- чувства (feelings);

- мысли (thoughts).

Семь ключевых принципов AFT-процесса:

1) если вы зададите вопросы только о действиях (например, "Что вы делаете в этом задании?"), то получите ответы только о действии;

2) если вы зададите вопросы только о чувствах (например, "Как вы относитесь к этому заданию?"), то интервью может быть более развернутым, и это более глубокий уровень анализа;

3) если Вы зададите вопросы только о мысли (например, "Что вы думаете об этом опыте?"), то диалог может быть расширен. Вы стимулировали связи, последствия и т.д.

4) не задавайте вопросы о чувствах слишком рано, поскольку опрашиваемый может быть не готов к ним. Некоторые люди обладают индивидуальными качествами, которые затрудняют ответы на эти вопросы до тех пор, пока они не почувствуют себя более комфортно. Для повышения качества ответа используйте свои способности оценки эмоционального климата;

5) будьте готовы к тому, что интервьюируемый (отправитель знаний) будет избегать проявления чувств и не будет задумываться;

6) если вы почувствуете реакцию сопротивления (обороны), то вернитесь к обсуждению этой темы позже;

7) убедитесь в активном реагировании, размышляя о том, что было сказано в отношении смысла, содержания и т.п., и проявите свое отношение к услышанному.

В каждом интервью отправитель описывает наиболее значимое событие своего обучения по программе. Получатель интервьюирует отправителя, а наблюдатель ведет наблюдение за ними. Получатель при этом должен использовать AFT-модель и попытаться пройти через ее три элемента - действие, чувство и мысли. Наблюдатель регистрирует то, что было сказано и выделяет ключевые моменты, а также задает ритм в цикле, который должен длиться не более 15 минут, включая время на краткий опрос и краткие выводы наблюдателя.

Правила наглядной фиксации опыта:

- создание схемы ситуации с использованием минимального числа слов (желательно вообще ни одного);

- использование различных цветов в изображении, поскольку цвет может иметь большое значение;

- используйте для демонстрации большие листы бумаги в том случае, когда отправителю необходимо предоставить пространство для самовыражения. Получатель также только выиграет от этого;

- отображение связей между событиями, людьми и объектами;

- приглашение постороннего человека для детального исследования общей ситуации с использованием AFT-модели в качестве рекомендаций;

- выявление ключевых тем и определение их ценности.

Данный метод формирования смыслового (чувственного) многообразия из опыта повышает скорость и глубину обучения.