4.3.1 Общие сведения
Задача группирования типов культуры путем определения общих факторов, ярко выраженных в одной организации, а в другой выраженных в гораздо меньшей степени, была решена целым рядом исследователей. Любой из способов этого группирования может помочь в оценке различий культур, а при анализе ожиданий и действий может способствовать лучшему пониманию вероятных конечных результатов реализации проектов МЗ.
Многие этнографы рассматривают использование категорий или "типологий" в части культуры как проблематичное, учитывая, что каждая культура уникальна. Тем не менее, существуют модели, которые могут помочь определять полезные связи.
Существуют различные организации, подразделения или рабочие группы, которые практически не отличаются друг от друга, поэтому можно разрабатывать связи между организациями, основываясь на новых ассоциациях со способами проведения работ. Нельзя отрицать, что у организаций, разнесенных по регионам и часовым поясам, проявляется широкий спектр культурных особенностей, однако у них существуют как общие признаки, так и типологические различия.
Таблица 5 дает определенное представление об очевидных различиях типологий.
Таблица 5 - Краткое описание типологий
Типология | Характеристика | |||
Область типологии | Связи | Время | Самовосприятие | |
Сетевая | Распространение общественной деятельности | Отношения устанавливаются посредством разговоров, быстрого обмена информации, серии заседаний | Использование рабочего времени для общения. Сотрудники быстро знакомятся друг с другом | Взаимосвязь с другими сотрудниками. Наличие личных отношений |
Коллективная | Коллективное пользование | Отношения устанавливаются посредством личного общения. Ограниченный поток информации. Важны невербальные коммуникации | Исчезновение разницы между рабочим и нерабочим временем. Работа становится образом жизни | Сотрудники связывают себя с перспективами и стратегическими целями своей организации. Доверие и преданность общему делу |
Меркантильная | Функционально разделенная | Оперативные, непосредственные, ориентированные на работу | Сверхурочная работа является нормой. Нахождение на работе до тех пор, пока не будет выполнено задание | Сотрудники связывают себя с успехами организации. Различия между ними поощряются, если они будут давать нужные результаты |
Типологии рекомендуется использовать для определения различий в качестве основы анализа мотивации или демотивации, которые могут приносить пользу, вызывать беспокойство и т.п.
4.3.2 Межкультурные различия
Была проделана большая работа по определению различий между культурами разных народов и их влияния на эффективность управления. В таблице 6 перечислены некоторые различия между сотрудниками, работающими в организациях США и Японии.
Таблица 6 - Различия между сотрудниками, работающими в организациях США и Японии
Американская организация (Запад) | Японская организация (Восток) |
Краткосрочная занятость | Долгосрочная занятость |
Индивидуальное принятие решений | Согласованное принятие решений |
Индивидуальная ответственность | Коллективная ответственность |
Оперативные оценки и продвижение | Замедленные оценки и продвижение |
Явный, формализованный контроль | Неявный, неформализованный контроль |
Специализированный карьерный рост | Неспециализированный карьерный рост |
Сегментированные проблемы | Целостные проблемы |
Эти различия приводят к отличающимся основам самооценки, приемлемым и неприемлемым моделям поведения и вероятности успеха любой методологии.